Аварийное переселение

[ Общество ]
Автор:
Ирина Казанкина

Жильцов деревянных домов на Набережной VI армии буквально заставляют «улучшить» свои жилищные условия. Людей расселяют принудительно. Вологжане сопротивляются не первый год. Ведь свои дома ни ветхими, ни аварийными они не считают. Наоборот, аварийное, по их мнению, то жилье, которое городские власти предоставляют взамен в Узком переулке.

Эпопея с переселением здесь, в домах 171,173 и 175, длится уже третий год. Практически все суды проиграны. Но большинство семей соглашается покидать свои квартиры только когда приходят приставы. Последних традиционно встречают закрытые двери и возмущенные голоса:

– Что в них аварийное? У нас в городе что – домов хуже нет наших? Что сносить больше нечего в Вологде? 

Недавно исполнять решение суда приставы пришли в квартиру к Крюковым. Они обязаны освободить жилплощадь по решению суда. Люди, живущие «на чемоданах» уже больше года, вроде бы и рады, но въезжать им попросту некуда. В их квартире в Узком переулке до сих пор продолжается капитальный ремонт.

Дома, выстроенные в 2013 году  по «финской» технологии для переселенцев стали непригодными для проживания сразу же. Протекающая крыша, полное отсутствие звукоизоляции. Температура в помещении такая, что людям приходилось ходить в туалет в тулупах. 

– Так-то печально, – переживает Василий Крюков. – Я вот на заводе работаю – у нас три переселенца. Их в нормальные кирпичные дома переселяют. А нас…

Крюковым удалось получить заключение технической экспертизы, согласно которой дом в Узком переулке не может считаться равноценным дому на Набережной и является более низкого качества.

 

Новое аварийное жилье

В этом году в Узком вскрывали полы и потолки – ставили утеплитель и звукоизоляцию на стены.

– С улицы нам обещали сделать утепление, но ничего не сделали. – рассказывает Любовь Мариничева, живущая на первом этаже. – Это же всё  из гипсо-картона: вот! (женщина стучит, и стена звонко отзывается – ред.) Зимы еще не было. В прошлые зимы у нас вода в трубах замерзала, вставали газовые котлы. И если вот эти стены не утеплять под сайдингом, то  все бесполезно.

Будет ли обещанный властями капремонт завершен и когда – не известно. Выполнявшие его мастера рассказали жильцам, что им попросту не заплатили:

«Долбик этот (Анатолий Долбик – директор ГУП «Вологдаоблстройзаказчика», которое и возводил дома – ред.) ребят кидает, вот они и остановились».

Проделанный ремонт немного облегчил людям жизнь. Теперь соседи хотя бы не слышат друг друга через стены и потолок.

– Раньше то как было: мы могли в гости друг другу не ходить – так переговаривались. «Теть Люба, как дела?», – спрашиваю. А она мне снизу: «Хорошо», – вспоминает Сергей, владелец квартиры на втором этаже.

 
Фото жильцов во время ремонта: пол и потолок

Дом за 10 дней

Разрешение на строительство этих домов глава города Евгений Шулепов дал 19 октября 2012 года. Уже 1 ноября 2012 года муниципалитет выдал разрешение на ввод объектов в эксплуатацию на основании, как сообщают  в городской администрации, «в том числе справок о соответствии параметров выстроенных жилых домов требованиям технических регламентов».

Но фактически дома построены не были, говорит Василий Коломиец – один из самых активных жильцов набережной, сопротивляющихся переселению:

– Строить они начали раньше. Вот у меня график их работ: 17.09 – подготовительные работы, 24 сентября – земляные работы, фундамент. А вот 25 октября главный инженер проекта Беспалов подписал, что все дома построены. По бумагам дома есть, а на самом деле их нет. Это я документы из надзорного дела прокуратуры снимал. 

 

Ноябрь 2012

При этом акт приемки объекта был составлен почти на два месяца позже – 28 декабря.  Что дом к 1 ноября 2012 года был лишь на бумаге, подтверждается и объяснениями в прокуратуре сотрудника городского департамента финансов:

 «Ввиду того, что работы были выполнены не в полном объеме, окончательный расчет с подрядчиком по предоставленным документам был произведен в 2013 году».

 


Есть и решение суда от 2014 года, признающее разрешения на ввод
в эксплуатацию незаконными. На том процессе муниципалитет не смог предъявить
?доказательства соответствия построенного объекта техническим условиям.



Дома выстроены из каркасно-модульных элементов, сообщают в администрации города:  «Это теплоизоляционные панели на деревянном каркасе, наружная отделка фасадов зданий – плиты ЦСП с последующей обшивкой виниловым сайдингом. Внутренние стены и перегородки выполнены из деревянного каркаса и звукопоглощающих плит из минеральной ваты, с обшивкой гипсоволокнистыми листами».

–  Да мы такие дома даже на юге не строили, – говорит Сергей, сам работающий строителем. – Эти конструкции больше подходят для времянок, для стройгородков. Никакой изоляции не было. Только пена внутри. У нас даже гвозди не приколотить  – они не держатся, потому что внутри – пустота.

Дом дрожит, если по соседней улице – Петина – едет грузовик, стены в квартирах перекошены: гуляет фундамент.


Фундамент домов в Узком переулке
 

Аварийные неаварийные дома

Дома на набережной, в которых фундамент не гуляет и вода в трубах не замерзает,  были признаны непригодными для проживания с 75% износа. Но люди почему-то на условия жизни в них не жалуются.

– Дома теплые, все обжитые, печки топим. Просили только – газа дайте! Так администрация сказала нет, «нецелесообразно». Нецелесообразно мне в этой стране газ иметь, понимаете! –  возмущается Ирина Межерицкая, жительница 173 дома на Набережной. – Посмотрите, какие бревна, какая балка-красавица. Сейчас таких и деревьев нет! Сами сделали удобства, ванную и водонагреватель поставили.  А комиссии этой, которая дома аварийными признавала, никто в глаза не видел. Все в кабинетах писали!

Интересно, что акты комиссии датируются летними месяцами, при этом ее членам удалось найти в домах некие «промерзания» и даже повреждения от пожара. Последнего на памяти жильцов никогда не было.

Вологжанка обошла всевозможные инстанции: от  местной прокуратуры   – до Администрации Президента. Безрезультатно.   

– У меня 40 лет трудового стажа! Я сталь варила на харьковском заводе имени Кирова! Я дочка командира партизанского отряда. Мы все этой Родине отдали. Вы меня в фанерный домик-то зачем? – недоумевает она.

Согласно программе расселения, дома на Набережной должны снести в 2017 году. На этом месте по проекту развития туризма «Насон-город» должны  появиться «Дворянские усадьбы XIX века». А простым людям, видимо, придется переселяться.