В Москве завершилась реставрация перламутрового креста из фондов Вологодского музея-заповедника

[ Культура ]

Московские специалисты завершили реставрацию распятия из собрания Вологодского государственного музея-заповедника. Как сообщает официальная группа «Реставрационного центра им. И.Э. Грабаря» в социальной сети, украшенный перламутровыми пластинами крест поступил к ним в мастерскую резной кости сильно загрязненным.

- Деревянная основа креста рассохлась, деструкция старого клея привела к отставанию большинства перламутровых пластин и фрагментов основания друг от друга. Некоторые пластины имели сколы по краям, часть перламутровых и сердоликовых вставок были утрачены.

Реставраторы Центра удалили остатки старого клея и загрязнения с перламутровых и деревянных поверхностей. Состоящая из нескольких фрагментов деревянная основа была склеена, разошедшиеся из-за рассыхания дерева щели были восполнены и мастикованы.

Очищенные пластины реставраторы монтировали на прежние места. Утраченные боковые накладки и фрагмент с резьбой на лицевой стороне креста были восполнены перламутром.

Музейщики говорят, что этот экспонат ценен для Вологды тем, что у него имеются сердоликовые вставки.

- Прием декорирования довольно популярный, но в нашей коллекции пока не было ни одного такого. По характеру резьбы этот крест иерусалимского производства. Он деревянный, облицованный перламутром. Точных сведений о происхождении не сохранилось, поступил в музей вероятнее всего в 20-е годы XX века, когда происходило изъятие церковных ценностей из храмов и монастырей при их закрытии. Из-за своей сохранности, его долго не ставили на учет (не присваивали номер ВГМЗ), поскольку не было возможности его отреставрировать, - рассказали в пресс-службе вологодского музея-заповедника.

Скорее всего, крест привез на вологодскую землю какой-то паломник, посетивший Иерусалим или Афон. Раньше такие вещи привозились как источник божественной благодати и вместе с тем память о поездке.

 

Фото: vk.com/grabar_centre