Материалы автора: Людмила Петрановская

Почему трагедия в Кемерово не отпускает

Школа сельская виновата, что дети в кино пошли – там идут обыски и допросы. Странный мир, в котором власть и ответственность находятся не в прямой, а в обратной зависимости. Эта логика неминуемо ведет к деградации всей системы

Борьба с унынием методом «от противного»

На просторах рунета царит уныние. Все плохо. Все бессмысленно. Страна сползает. Экономика падает. Нас втягивают в войну. Власти всех гнобят. Вокруг зомби. Они заполонили все. Население в целом тоже, говорят данные опросов, невесело настроено. Эйфория «вставания с колен» ушла в прошлое, реальность сегодняшнего дня вызывает тревогу и плохие предчувствия. В общем и целом дела наши и правда не очень, и впасть в уныние тянет. Но если подумать, из перечня «все плохо» то, что плохо – то неправда. А что правда — то не так уж плохо. Давайте начнем с правды.

Траур в белом пальто

Одна из дыр, оставшихся в нашем коллективном сознании после страшного 20 века — неумение горевать. Проведя несколько десятилетий в условиях, когда всех убиенных невозможно было не то что оплакать — даже пересчитать, даже узнать об их смерти, даже сказать о ней вслух, люди в нашей стране во многом утратили умение проживать траур так, чтобы горе могло делать свою работу по адаптации психики к новой реальности, к жизни после утраты.  Коллега рассказывала однажды, как на похоронах отца к ней подходили один за другим родственники и друзья и, крепко сжав ее плечи, говорили: "Держись!". Так, что на следующий день все болело.

Не молчи. Посттравматический синдромом национального масштаба

Есть сказочный сюжет у многих народов – про совершенное убийство, про то, как жертву закопали, всем солгали, но потом на холмике вырос тростник, из тростника пастушок срезал дудочку, и дудочка эта на весь свет рассказала, что случилось на самом деле. Мне кажется, это самая точная метафора такого рода литературы, как «роман голосов». Несмотря на то, что опыт страдания всеми силами пытаются похоронить,  продолжают требовать заткнуться и забыть, «не порочить светлый образ», не «искажать картину», люди решаются – и говорят. И каждый решившийся заговорить несет послание другим: "Не молчи!"

Про школу и детей мигрантов

Решение Верховного суда об отказе детям мигрантов без регистрации получить бесплатное школьное образование - безумие. Я не знаю, что за ним стоит, популизм или экономия бюджета, но это полное безумие.Если кто-то думает, что в результате мигранты начнут сниматься семьями и возвращаться к себе в разруху и нищету, то этого не будет. Если кто-то думает, что в результате у них у всех откуда-то появятся деньги на съем или покупку нормального жилья с регистрацией, то этого не будет тоже. Просто их дети не будут ходить в школу. Что они будут делать вместо этого? Догадайтесь.

Война всех против всех

Про разлитую агрессию, характерную для российского общества, мне уже приходилось писать и говорить, и самым для меня поразительным в ней остается именно ее «нормативность», обыденность для большинства сограждан. Моя темпераментная соседка сверху частенько в процессе семейного общения кричит мужу, легко проникая визгливым голосом через бетонные перекрытия нашей московской многоэтажки: «Я, кажется, с тобой спокойно разговариваю!».

Кассандра 2.0 После стабильности

Последствия ударят по всем, независимо от занимаемой позиции. Желания утешать и подбадривать соотечественников тоже в себе не наблюдаю, хотя вроде как положено по профессии. Такого много сейчас: ребята, ничего, переживем, выше голову, сплотим ряды. Да конечно, переживем. По сравнению с тем, что происходит на Донбассе, мы живем в шоколаде. Подумаешь, остались без Парижа и даже Турции. Подумаешь, станут недоступны удобная обувь, качественные очки, нормальная стоматология, компьютеры и телефоны, хорошие машины и сантехника - все то, что мы уже привыкли иметь в своем распоряжении. Как говорится, лишь бы не было войны.

Вид сзади

Не знаю, как кому, а мне нестерпимо грустно за судьбы Родины становится не от грязного лифта, не от врущего телевизора и даже не от падающего рубля, а в те минуты, когда я читаю на новостных порталах разделы «Новости науки и технологий». Я их часто читаю. Расстраиваюсь, а читаю. Особенно «Новости медицины» - просто до слез. Чувствующие протезы, искусственная кожа для пересадки, перспектива полного излечения диабета, генная инженерия... Хотя и про космос тоже. И про альтернативные источники энергии. И про переработку мусора. Хорошо, что хоть в IT я вообще ничего не понимаю. 

В зоне турбулентности

Когда мир меняется, нет смысла протестовать и упираться. Лучше максимально повысить свою адаптивность. Если сбережений вовсе нет - тем более найдите возможность учиться, без денег или почти без них. И тем более вкладывайтесь в социальные связи - это ваша система безопасности в трудные времена. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Без темы

Когда-нибудь внуки спросят: а что ты делала в день начала войны? И я скажу: книжку писала, про то, как растить детей в любви и заботе. Мирную, добрую книжку, которую давно хотела написать.

Однако

Если большинство готово и хочет штопать и солить, целых колготок и полных полок в стране не будет. А зачем? Спрос рождает предложение. Мы имеем спрос на нищету и дырки. И чтоб никакого, избави Боже, хамона. Спрос будет удовлетворен.

Пятоколонное

Я уже писала когда-то о сути общественного договора Путина с народом под кодовым названием "стабильность": вы нам не мешаете воровать и править, мы вам даем возможность сравнительно хорошо жить, не становясь ответственными и не впахивая по-взрослому.

Про бывших и родных

Боже мой, 25 лет, с десяток революций и войн на круг,  конфликтов, санкций и кризисов вообще не сосчитать, а как вчера в последний раз вместе за столом сидели. Свои в доску. Совпадение культурных кодов и системы ценностей -- все же гораздо большее родство, чем гражданство.

Совсем нерождественская история

А теперь, мои дорогие, я вам расскажу, как НА САМОМ ДЕЛЕ происходит устройство в семьи российских граждан детей-сирот с инвалидностью. Тех самых, которых "мы должны устраивать сами, не рассчитывая на Америку".