Ферапонтов Белозерский монастырь

[Блогово]

04.09.2015.
Из столичного города Рыбинска прямиком попадаем в село Ферапонтово, чтобы посетить Ферапонтов Белозерский Рождества Богородицы монастырь и музей фресок Дионисия.
Понятно, что дорога к объекту из Списка всемирного наследия ЮНЕСКО не может не проходить через деревянный ушатанный мост.

DSC02212.jpg

Монастырь расположен на возвышении.
DSC02208.jpg

Я спускаюсь к Бородаевскому озеру. Таня любит поснимать, как я бегаю кругами.
DSC02204.jpg

Вход на территорию монастыря через Святые врата с надвратными церквями Богоявления и преподобного Ферапонта.
DSC02206.jpg

Во дворе взору открывается почти монохромная картина: если бы не зеленая трава, то все было бы бело-серым: штукатурка, выцветшие деревянные двери и пасмурное небо.
Слева направо: церковь Благовещения с трапезной палатой, колокольня, собор Рождества Богородицы, церковь преподобного Мартиниана.
DSC02200.jpg

Но стоит зайти внутрь, как внезапно включается цвет.

Чтобы понять, что случилось, почитаем табличку.
 

«В витрине представлены пигменты и выкраски, полученные из ферапотновских галек вологодским художником Евгением Соколовым. Работа с местными природными минералами стала основой его творчества.»

DSC02164.jpg

Ощущение прямо как в далеком детстве, когда мне подарили чехословацкий набор из 24 фломастеров. У всех в классе были советские наборы из четырех цветов (красный, синий,зеленый и черный) или из шести (плюс желтый и коричневый). А у меня 24!
 

«Оттенки теплых, охристых, розоватых, коричневатых и пепельно-зеленых цветов насчитывают около 70 образцов. Цвета некоторых пигментов различаются лишь нюансами тона, который проявляется в водном состоянии.»
DSC02166.jpg

Даже разложить мои фломастеры в нужном порядке в пластиковый конверт было настоящим удовольствием.
 

Колористическая систематизация позволила Е. А. Соколову составить палитру ферапонтовских галек, которую автор любезно предоставил Музею фресок Дионисия.

DSC02167.jpg
 

Исключением является голубой цвет: высохшая краска была найдена местным жителем в тайнике собора Рождества Богородицы. В XVIII веке иконописец, фрагментарно поновивший росписи западной подпружной арки, спрятал ее вместе с другими материалами в нишу под сводом, в надежде на дальнейшее использование.»

DSC02165.jpg

А с каким удовольствием я порасставлял бы чашечки с пигментами, если бы художнику Соколову потребовалась моя помощь! Но меня не пригласили.

В смешанных чувствах подхожу к западной стене и порталу, ведущему внутрь собора.
DSC02161.jpg

По низу стены проложен пояс декоративных керамических плиток с растительным орнаментом и изображениями бегущих друг за другом диковинных животных.
DSC02162.jpg

Захожу внутрь и вижу ярчайшие (фото не передает) цвета 500-летних никогда не поновлявшихся росписей Дионисия.
DSC02158.jpg

600 квадратных метров стенописи и 300 сюжетов производят сильное впечатление. Чтобы разобраться в сюжетах, покупаю «Путеводитель по композициям стенописи Дионисия» – уникальное цветное иллюстрированное издание, на 150 страницах которого каждый сюжет описан и растолкован.

Уже дома узнаю, что аналогично путеводителю построен и сайт Музея фресок Дионисия. Посмотрите, например, как на сайте описаны западная стена с порталом, которые я только что показывал на фотографии. А что сказано про технику росписи. Ордена надо дать создателям сайта.

Считаю, что по уму, из культуроведческих соображений, следовало бы изучить либо путеводитель, либо сайт, чтобы наконец научиться различать и самостоятельно читать библейские сюжеты, прежде чем продолжать теряющее без этого смысл посещение храмов.

Кроме фресок Дионисия Ферапонтово примечательно дощатой монастырской мебелью.
Скамья с табличкой «Экспонат. Не садиться».

DSC02168.jpg

Стол с крашеным подстольем и точеными ножками. Скамья.

DSC02170.jpg

Книжный шкаф, расписанный в свободно-кистевой манере, как наш знаменитый удорский сундук. Я присмотрелся, не трафаретный ли рисунок. Но нет, видно, что детали всех завитков отличаются.
DSC02172.jpg

А на улице – после расписного шкафа, многоцветных фресок, выкрасок, чашечек с пигментами и воспоминаний о чехословацких фломастерах – появляются цветы, а с ними и краски.
DSC02175.jpg

DSC02178.jpg

DSC02180.jpg

И напоследок немного моих любимых фактур.
Окна.
DSC02186.jpg

Окна и двери.
DSC02185.jpg

Двери.
DSC02190.jpg

DSC02191.jpg

И ограды.
DSC02181.jpg

DSC02194.jpg

В общем, в Ферапонтово я нашел полный набор: цвет, детские воспоминания, продвинутый сайт, фрески Дионисия, мебель, любимые фактуры и ушатанный деревянный мост.

Нам пора в Горицы на теплоход. Надо еще успеть в Горицкий монастырь.