Как в Вологде реконструировали набережную по ГОСТу

[Блогово]

Четыре месяца назад в Вологде завершили благоустройство Пречистенской набережной. Многие помнят, какие глобальные ставились цели, как громко было заявлено о проекте привлечения туристов, как долго и капитально на склоне реки орудовала строительная техника. Когда я увидел разгромленный берег, где раньше были заросли деревьев, бульдозеры, мешавшие гусеницами глину, я, честно говоря, очень обрадовался — в Вологде создается новое общественное место, радикально и по полной программе! Это здорово!

Увы, в итоге город получил безумно дикий, провинциальный проект — сделанный по ГОСТу апофеоз муниципального благоустройства.

 


Нечасто жители высказывают единогласные мнения по поводу нововведений в городе. Тут же процент недовольных новым общественным местом был настолько высок, что вскоре после сдачи объекта, глава Вологды Е. Шулепов сообщил, что благоустройство уже сделанного участка продолжится с учетом всех пожеланий.

Мне кажется, что с этим участком набережной ничего нового сделано не будет. Проект сдан, деньги потрачены, новые берега реки ждут облагораживания. Да и по большому счету это не имеет смысла — надо снова перерыть весь участок, чтобы получить адекватный современный результат.

Пройдемся по деталям.

Автомобильный отбойник с трассы — то, что возмутило людей больше всего.
Этим летом приехавшие в Вологду туристы из Китая будут постить в соцсетях фотографии колесоотбойного бруса, обрамляющего пешеходную дорожку, который предназначен для того, чтобы летящая со скоростью 100км/ч машина не вылетела с магистрали в реку. 
А еще представьте, какие романтичные фотографии можно получить вечером на новой набережной — Кремль, старые дома, вода, закат и отбойник.

Лестничный спуск к воде сделан в лучших традициях мавзолея Ленина. В основание лестницы так и просится саркофаг или хотя бы вечный огонь. Китайская туалетную плитка, замазанная цементом, не дает забыть нам о евроремонтах из 90ых.
Второй вопрос в том, для чего этот спуск нужен? Есть ли там внизу что-то, к чему имеет смысл идти? Нет.

На всем протяжении пустой монотонной улицы стоят светильники, случайно попавшие сюда с междугородней трассы. Примечательно то, что полностью перекапав всю набережную, электрические кабели не додумались проложить под землей, а пустили по воздуху на опорах.

Традиции евроремонтов продолжаются в секции скамеек. Дешевые материалы отделки, дешевые урны и скамейки, дешевые китайские фонари, которые продаются в отделе «Свет и электрика» в «Оби».

Бездумное расположение скамеек и площадки — людям предлагают сидеть в окружении мусорок и смотреть на дом перед собой. Панорама противоположного берега остается за спиной.

Набережная, где помимо исторических зданий все плохо. Цель не достигнута — год назад по набережной ходило то же количество людей, что и сейчас после реконструкции, а это главный показатель провала. Печально то, что этот позорный проект реализован на территории с большим потенциалом. На месте, где при грамотном современном подходе, могло появится общественное пространство, ставшее бы новой достопримечательностью города. Месте, где каждый день встречались бы сотни-тысячи людей.

Для создания активной жизни улицы надо не так уж много, но реконструкторы Пречистенской набережной не обратили на это никакого внимания.

Что нужно было сделать:

– Закрыть автомобильное движение, убрать полосу для движения и места для парковки — по набережной проезжает три машины в день, поэтому перевод улицы в пешеходную не скажется на общей ситуации на дорогах.
– Использовать качественные элементы благоустройства, сравнимые с масштабом человека — низкие исторические фонари, ограды, удобные скамейки со спинками. Использовать разную по цвету и размеру брусчатку.
– Поспособствовать открытию на небережной мест, привлекающих людей — кофейни, бара, лавки, булочной, чего угодно. Другими словами, нужны объекты, которые задержат человека на пешеходной улице. Сейчас же это транзитная улица, на который нет абсолютно ничего. 
– Посадить полноценные деревья в грунт.
– Отдать весь наклонный берег реки людям. Самое интересное, что ровно на противоположном склоне несколько лет стоит маленькое общественное просторанство. Его сделали молодые вологодские архитекторы, не обремененные традициями муниципального благоустройства. Летом на этих деревянных помостах всегда много людей. Удобно, современно, недорого, сделано из дерева, сочетаясь с традициями деревянной Вологды. Это прекрасный пример того, что можно было в больших масштабах реализовать в проекте Пречистенской набережной.