Долгое время я все никак не мог понять, почему же люди перестали ходить на выборы. В чем причина? Это же наш город, наш район, убеждал я людей, неужели вам безразлично какими они будут завтра, захотят ли ваши дети и внуки здесь жить.
А разве от нас что-то зависит, отвечали мне?
Разве что-то изменится, если мы проголосуем?
Как, что - удивлялся я людской непонятливости. Все изменится, говорил я им, и начинал с убежденностью истинного мусульманина, приводить людям цитаты из «священной книги», но не Корана, а Закона под названием 131-ФЗ. Это Закон о местном самоуправлении, просвещал я людей, там все прописано, все ваши права на управление, берите их и действуйте. Наивный ты, отвечали мне вслух, ну и дурак, наверное, думали про себя.
Чтобы понять причину пассивности горожан на выборах, проверить, кто же из нас не прав, я решил посмотреть на эту проблему из глубины коридоров местной власти, так сказать, изнутри. В сентябре 2013 я решаюсь стать депутатом Совета города Белозерск.
Глядя правде в глаза, нужно отметить, что выдвижение кандидатов в депутаты проходит практически без участия граждан. Мало того, как я уже писал в первой части, кандидатами в депутаты становятся не по своему желанию, а за малым исключением, по указанию сверху, по разнарядке.
Из 8865 избирателей, участие в выборах приняло всего 1358 человек, 238 из которых ставили галочки в бюллетенях дома. Кандидаты в депутаты, каждый имея около 1770 своих избирателей, стали депутатами получив всего лишь от 86 до 197 голосов или от 5 до 11 процентов.
Можно ли считать это доверием граждан? Нет, конечно. Доверие это депутатам еще предстояло заслужить своими делами, находясь в тесном диалоге с горожанами, своими избирателями. Но увы! Диалогу этому не суждено было состояться.
Казалось бы, у населения, исполнительной власти в лице глав города и района и депутатов должна быть одна цель, один приоритет: улучшение жизни граждан, через развитие города и района. Реальность оказалась суровее, никаких приоритетов нет, только одеяло личной выгоды, и каждый тянет его на себя. Прав становится тот, у кого больше прав, а чтобы их было больше, нужно мытьем или катаньем эти права забрать у других, подмять под себя.
Если еще в первые месяцы после избрания, депутаты и вспоминают о своих избирателях, то спустя каких-то полгода, забывают о них напрочь. Практически сразу после избрания, депутатов начинают активно отлучать от избирателей. Основных способов отлучения три.
Первый - это давление через подчиненность. Депутатам-бюджетникам дают четкий намек, голосовать нужно так, как «рекомендует» глава района, а иначе можно остаться и без работы.
Второй – по партийной линии. И если представителей других партий среди депутатской братии раз-два и обчелся, то «Единой России» большинство. Вот глава района и настоятельно «просит» своего зама, того, который секретарь районной парторганизации, составить с членами партии беседу по правильности голосования по тем или иным вопросам.
Третий способ он самый трудный. Его применяют только тогда, когда не хватает «правильных» голосов, набранных двумя первыми способами. Этот способ заключается через поиск экономических интересов депутатов, на которые можно надавить, сделать депутата ручным. А интересы они разные. Кому то земельный участок нужен, кому-то место в садике, а у кого-то родные в бюджетной сфере работают, а с работой ой как трудно.
Вот и все, депутат исчез. Остался автомат по голосованию – марионетка.