Что делать в Великом Устюге без Деда Мороза?

09.03.2016 [БлогоVO]

Недавно, когда я составляла ТОП-15 российских городов, потенциальных для развития туризма, некоторые из вас заметили, что Великий Устюг, не будь он Родиной Деда Мороза, никогда не стал бы городом, в который едут туристы. Ибо по сути своей он маленький и провинциальный, каких у нас в России огромное количество.

В общем-то, с одной стороны, сложно не согласиться с этим утверждением, а с другой, я знаю немало людей, которые специально приезжают в Великий Устюг именно летом, дабы избежать зимних туристических толп, но при этом насладиться его красотой, патриархальностью и теми, как оказалось, немалыми природными и историческими достопримечательностями, которые можно встретить в этом городке.


Мы, как вы знаете, ездили в Великий Устюг в середине декабря. Туристические группы, как нам там рассказали, в это время приезжают только в выходные, а в будни там хорошо и свободно, как летом. Но прежде, чем начать вам рассказывать о дедоморозовых местах, я хочу рассказать вам об Устюге в целом. Ибо этот городок за те неполные два дня, которые мы там были, успел покорить нас, и я пожелала, что у нас не было возможности остановиться там хотя бы еще не надолго.

Великий Устюг, как опять же большинство маленьких российских городков, очень старый. Он появился в самом начале 13 века, а, может, и того раньше. Основали его суздальские князья на левом берегу Сухоны, в том месте, где в нее впадает река Юг. Кстати, именно отсюда пошло и название города - Устье Юга, Устюг. Великим же он стал во времена Ивана Грозного. В ту пору здесь развилась активная торговля, Грозный включил Устюг в число опричных городов, дававших деньги "на государев обиход" и утвердил название Великий.

Кстати, когда мы гуляли по Устюгу, мы первым же делом отправились на набережную Сухоны. За несколько дней до нашего приезда случилась оттепель, а затем ударили морозы, и на Сухоне образовалось огромное количество торосов. Честно говоря, я лишь единственный раз видела подобную картину - в Санкт-Петербурге однажды так встала Нева, правда, торосов там было меньше. А здесь, на Сухоне они простилались почти до самого горизонта, до самого противоположного берега. И это было очень необычно!
2.



3.



4.



5.



6.


В начале прошлого века в Великом Устюге было 30 церквей. Конечно, не все они пережили советское время. Но даже сейчас их количество в этом городе было таким, что нас удивило и тронуло. Куда не кинешь взор, обязательно увидишь луковки храмов на фоне неба. Они, как деревянные избы и купеческие особняки на улочках города, можно сказать, - его самая настоящая визитная карточка.
7.



8.



9.



10.



11.



12.



13.


Не все церкви теперь действующие, во многих разместились музеи или разные организации, но менее красивыми они, конечно, от этого не стали. Хотя не спорю, что некоторым из них ремонт, пусть даже внешний и косметический, не помешал бы.
Пожалуй, самый главный соборный комплекс тут так и называется - Соборное городище. Он стоит в самом центре города на берегу реки и включает в себя сразу три храма 17 века - Прокопия Устюжского, Иоанна Устюжского и Успения Богородицы.
14.



15.



16.


А еще есть два монастыря: Михайло-Архангельский и Троице-Гледенский. Есть остатки еще одной обители - Спасской - в виде монастырского сквера и двух церквей: Спасо-Преображенской и Сретенско-Преображенской. Мы с удовольствием вечером погуляли по этому скверу. 
17.


Интересно, только мне кажется, или эта церковь действительно построена в стиле Тотемского барокко? Помните, я вам рассказывала в предыдущей заметке?
18.


Собор Симеона Столпника. Церковь Вознесения на Торгу с колокольней - одна из самых красивых, многошатровых. Этот храм считают образцом каменного зодчества местных мастеров.
19.


Церковь Жен Мироносиц, где теперь находится экспозиция новогодних игрушек (о ней я расскажу в следующий раз).
20.


Церковь Николы Гостунского, в которой разместился музей этнографии.
21.


Красивые они все, правда? А по-другому и не мог выглядеть по истине русский и богатый город.

Ну, а я, раз уж я упомянула о музее этнографии, то скажу что музеев в Устюге, вообще, несметное множество, причем, хороших и совершенно разных. Лично я очень люблю интерактивные музеи, такие, чтоб с "изюминкой". И что важно, в Устюге все они именно такие. Да и, вообще, там в них столько оригинальных мастер-классов, детских программ, интерактивных экскурсий, что, когда мы выбирали, в какие из них пойти, у нас просто глаза разбегались, так как хотелось чуть ли не во все.

Кстати, вот вам сайт Великоустюгского историко-архитектурного и художественного музея заповедника: http://ustyug-museum.ru/exhibition.html. На нем очень удачно выложены все городские музеи с адресами и с программами, которые там проводятся. Индивидуалов тоже берут. Можно просто звонить и записываться. Так что, когда соберетесь в Великий Устюг, не пройдите мимо - музеи стоит того, чтобы в них побывать.

Мы же выбрали себе три. И первым делом отправились в Депозитарий на мастер-класс "Берестяное чудо", где нашего Даню очень удачно присоединили к группе школьников. 
22.


Вообще, Депозитарий - это хранилище фондов, где собраны экспонаты, которые не показываются в главном музее, но кои, порой, интереснее даже основных коллекций. Правда, в этот раз экспозицию здесь мы подробно не рассматривали, так как прошли сразу в зал, где выставлялись вещи, сделанные из бересты. Но, други мои, когда мы проходили мимо коллекции мебели 18-19 веков, мимо расписных прялок, оружия и музыкальных инструментов, я обалдела. Такого изобилия я не видела давно. Причем, все экспонаты были выставлены не абы как в витринах, а формировали, я даже не знаю, как назвать, - квартиры, комнаты. В общем, я в какой-то момент внезапно поймала себя на мысли, что совсем не против тут пожить. Да-да, в музее. :))
23.


О берестяном же промысле, так здорово развитом в Великом Устюге и его окрестностях, я слышала уже давно. А потому и решила познакомить с ним моих мужчин (муж, как ни удивительно, о нем пока тоже не знал).
Сначала у нас была небольшая экскурсия. На самом деле, изготавливать себе вещи, посуду и украшения из бересты люди на Руси научились очень давно. Мало того, изделия из нее считались самыми популярными и ходовыми. 
24.



25.


Но одно дело просто сплести лапти, кузовок или сварганить тарелку, а другое - сделать их настоящим произведением искусства.
В общем, примерно в 18 веке крестьяне из деревень Шемогодской волости Великоустюгского уезда занялись росписью и резьбой по бересте. И настолько красиво и тонко у них это стало получаться, что вскоре вещи, которые они делали, заинтересовали как своих, так и заезжих купцов, и о них узнали не только в крупных городах империи, но даже за границей.

Промысел получил собственное название - Шемогодская резьба. А за удивительные узоры и тонкую работу эту резьбу еще стали называть "берестяным кружевом". Украшали ею шкатулки, коробочки, чайницы, пеналы, туески, блюда, тарелки и портсигары. 
Стелющиеся стебли растений, цветы, розетки, ягодки, трилистники, волнистые линии, сеточки, вписанные в них изображения птиц и зверей, а иногда даже целые сцены, например, - гуляния в саду и чаепития. Согласитесь, действительно очень похоже на кружево?
26.



27.



28.



29.



Понятное дело, что для выполнения такой резьбы нужны были специальные инструменты. А прежде всего, тупое шило и специальный нож. 
30.



А так выглядит необработанная береста.
31.


В общем, когда дети поняли, какую красоту им теперь предстоит сделать своими руками, их отвели в зал, где и провели мастер-класс.
32.


Так как наш молодой человек был самым младшим из всех (остальным деткам было лет по десять), то папа вызвался ему в помощь. Правда, помогал только тогда, когда Даня не справлялся исключительно физически, или другими словами, когда нужно было применить силу, где-то нажать, придавить так, как наш пятилетний мальчик еще не мог.
33.


Ребятам раздали кусочки бересты, трафареты, доски для резьбы, инструменты, а рядом поставили образцы, глядя на которые у них в итоге должны были получиться их собственные шедевры. 
Даня выбрал делать новогоднюю ёлочку - как оказалось, не самое простое изображения из-за множества изогнутых линий. Сначала нужно было шилом наколоть контур и основные линии. Тут Даня полностью справился сам. 
34.


Затем предстояло вырезать рисунок в виде листиков, ромбиков и звездочек. Это оказалось задачей не настолько простой, и ведущая мастер-класса, мастер резьбы по бересте, показала всем ребятам, как это правильно сделать. 
35.


Папа помогает.
36.


Ну, а в конце оставалось только добавить тиснение еще более тупым шилом в определенных местах - изобразить снежинки. Даня снова справился сам.
37.


В общем, ёлочка в итоге получилась, что надо! :)
38.


В общем, и музей, и мастер-класс понравились и Дане, и нам - взрослым. Побольше бы таких - интересных, захватывающих и полезных.

Вторым музеем, куда мы отправились в Великом Устюге, стал музей этнографии. Тут все просто. Этнографию я люблю нежно, а поэтому пройти мимо просто не смогла и своих мужчин тоже туда затащила.
Как я уже говорила, музей этнографии расположился в Никольской церкви, причем, сразу аж на двух этажах. Правда, мы, к сожалению, не успели на детское интерактивное занятие под названием "Лён мой, лён" - оно началось чуть раньше, чем мы пришли. Но Даня так им заинтересовался, что потом сам отправился в тот зал, где оно проходило, и всё там изучил. Честно говоря, я тоже пожалела, что мы на него не попали, так как там явно было очень интересно.

Вообще, как известно, лён в окрестностях Великого Устюга был всегда очень популярной культурой. Выращивали его издревле, а потом в ход он шел практически целиком. Например, из его семян готовили льняное масло, а из стеблей делали нити и ткали. 
Снопы.
39.


И вот, во время интерактивного занятия экскурсовод рассказывала малышне, как, собственно, все это происходило, а потом они сами могли поучаствовать в процессе. Впрочем, Даня и без экскурсовода поучаствовал. Сначала он отправился на льномялку. В общем-то, оказалось, что мять лён не так уж и сложно, но физически устаешь довольно быстро. 
40.


Вот такой он получается после мялки.
41.


Потом лён, по идее, надо потрепать трепалом, но тут мы сами, толком, не знали, как это надо делать, а поэтому сразу приступили к чесанию его щетями. Честно признаюсь, чесался лён плохо, неудобное это занятие. Лично мне сразу захотелось щеть усовершенствовать и сделать плоскость с шипами для чёса пошире. 
42.


Впрочем, для этой же цели имелись еще и вот такие штуковины.
43.


Ну, а дальше из начесанного льна предстояла спрясти нитку, и тут за дело уже взялась я. 
44.


Вот, что у меня получилось. Шучу, конечно. :))
45.


И, наконец, ткем ткань! :)
46.


В общем, процесс обработки льна мы в итоге освоили.

Ну, а в целом музей этнографии оказался очень богат экспонатами, которые рассказывали о разнообразии народных промыслов Устюжского края - об узорном ткачестве, вышивке, кубовой набойке, резьбе и росписи по дереву, ковке и просечке, керамике и т.д. и т.п. 
47.



48.


А меня, если честно, в очередной раз больше всего поразило обилие яркого красного цвета практически во всех изделиях. Посмотрите, на эту вышивку. 
49.



50.



51.



52.



На эти пояса. 
53.



На расписную мебель. 
54.



55.



56.



57.



На эти чудесные прялки! 
58.



59.



60.



61.



62.



63.



И даже на наряды экскурсоводов музея! 
64.



65.

Какое везде обилие красного цвета! Вот, что значит, когда люди хотят сделать свою жизнь ярче и веселее. Нам бы поучиться у устюжан. :)
Ну, а о третьем музее, в котором мы побывали в Великом Устюге, я вам расскажу в следующий раз.

Автор: Наталья Анохина
При любом использовании материалов сайта обязательна гиперссылка на адрес newsvo.ru
Яндекс.Метрика