Связь с внешним миром

[Блогово]


Череповецкий порт  зимой

Все мы привыкли к тому, что предприятия переработки природного сырья расположены в местах их добычи, по крайней мере, недалеко от месторождений. Примером этому может служить местоположение Магнитогорска вблизи месторождения железных руд, Норильска у месторождения полиметаллических руд или Кемерово вблизи месторождений угля.

Но как случилось, что одно из основных предприятий производства чёрных металлов — Череповецкий металлургический завод — был построен вопреки правилам за полторы — две тысячи километров от месторождений железных руд и угля?

Чтобы понять это, обратимся к истории, и отметим, что решение о строительстве ЧМЗ было принято перед ВОВ в 1940-м году, а решение о строительстве Рыбинской ГЭС в 1935-м, и к началу войны уже началось заполнение Рыбинского водохранилища.
После войны, когда строился Череповецкий завод, водохранилище уже существовало, как и Беломоро-Балтийский канал, как канал Волгобалт, как канал Москва — Волга.

Таким образом, предварительное месторасположение металлургического комбината на северо-западе страны могло иметь водные пути доставки сырья и вывоза готовой продукции.

Но водный транспорт на континенте не может быть всесезонным, зимой нужна железная дорога.

К Воркуте, из которой планировалось возить уголь, железная дорога, строительство которой было начато ещё в 19-м веке, в 1950-м году дорога была окончательно построена.
От Санкт-Петербурга до Череповца и Вологды дорога существовала.

Таким образом, транспортной проблемы не существовало — была возможность везти руду с Кольского полуострова и других мест, уголь из Воркуты, а металл, произведённый на ЧМЗ - не только в Москву, Ленинград, Архангельск, но и в любую точку страны.

Вокзал Череповца

А это небольшой храм Святителя Николая Чудотворца, построенный рядом с вокзалом в 1904-м году, прослуживший местом стоянки трактора во все советские года, и вновь открытый, если не ошибаюсь, в начале девяностых.

В Москву из Череповца ходит один-единственный пассажирский поезд, правда, в Санкт-Петербург их за сутки проходит штук 5.

Удивительно, даже дико выглядит расписание пригородных поездов от станции Череповец. Говорят, что раньше их было немало, но...