Чего только не наплетут!

[Блогово]

Друзья, а какие у вас, вообще, ассоциации с Вологдой? Честно говоря, меня очень удивили комментарии некоторых из вас к той моей заметке, где я рассказывала об отеле, в котором мы там жили: мол, зачем такой красивый отель построили в таком городе, где и смотреть-то нечего? Я удивилась, причем, сильно. Это в Вологде нечего смотреть? Ведь она, наоборот, - один из самых богатых на достопримечательности и музеи город, и я не могла даже представить, что кто-то об этом не знает. Надеюсь, что постом рассказом об этих самых вологодских достопримечательностях я смогла вас переубедить. :)

Ну, а теперь все-таки хочу спросить, а что бы вы привезли из Вологды в подарки своим друзьям и близким, если бы вдруг там оказались? И что привозили оттуда, если там уже были? Лично у меня этот город всегда ассоциировался со знаменитым вологодским маслом и не менее знаменитыми вологодскими кружевами. Но о масле и о том, как мы его там даже сами готовили, я вам расскажу в следующий раз. А вот, о кружевах - сейчас.

Шесть лет назад при Вологодском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике в самом центре Вологды открылся музей кружева. Пожалуй, все шло именно к этому, ибо такому городу без такого музея было уже даже как-то странно. Кружевами вологодская земля славилась издавна. О том, что их тут производят, знают не только в России, но и в Европе, причем, тоже уже давно. Под музей власти выделили старинный двухэтажный особняк - бывшую городскую усадьбу купца Александра Сорокина и дворянина Николая Брянчанинова.
2.

А вообще, кружевной промысел зародился в Вологде в 16-17 веках, а известность свою получил в 19 веке. Сначала кружевницы плели кружево "по-своему", с использованием серебряных и золотых нитей, изготовленных из волоченой проволоки или из шелковой нити-сердечника, обвитой металлической нитью.
3.

Но постепенно все изменилось. Купцов в Вологодском крае было немало, и они привозили из Европы ткани и наряды, украшенные кружевами, которые изготавливали тамошние мастерицы, в особенности из Италии и Фландрии. Наши же стали эти кружева копировать.
4.

Началось это в 1820 году в имениях вологодских помещиков. Именно там крепостные крестьянки стали впервые выплетать отделки к платьям и белью, подражая западноевропейским.
5.

6.

Вскоре во всех значимых помещичьих усадьбах Вологодской губернии появились кружевные фабрики, которые поставляли кружева в Санкт-Петербург и Москву. В 1893 году в Вологодской губернии кружевным промыслом занимались 4 000 мастериц, а в 1912 году - уже 40 000.
7.

Кружева плели на коклюшках - небольших деревянных палочках с шариками-набалдашниками наверху, чаще всего сделанных из можжевельника или березы. Технологию тоже переняли в Европе, ведь точно так же делали кружева в Бельгии, Германии, Австрии, Франции, Польше, Словакии.
Коклюшки из разных стран.
8.

9.

10.

11.

В плетении использовали льняную нить, подушку-валик.
12.

И сколок - наколотый на бересте рисунок. Этот рисунок делали заранее и составляли его только опытные кружевницы. Ведь стоило бы ошибиться только в одном месте, и узор уже бы не получился.
13.

Вообще, что касается рисунка, то он выполняется плотной, непрерывной, одинаковой по ширине, плавно извивающейся полотняной тесьмой - "вилюшкой" или, как ее еще называют, "полотнянкой". А еще среди элементов кружева есть "плетешок" - фоновая решетка, "насновка" в виде ячменных зернышек и сетка.

Самое удивительное, что с приходом Советской власти кружевной промысел в Вологде отнюдь не был уничтожен, как пережиток капитализма. Наоборот, в 1928 году в Вологде появилась профессионально-техническая школа кружевниц, еще через два года - Вологодский кружевной союз, а в 1935 году - художественная лаборатория при нем.

Успехи вологодских кружевниц были потрясающе головокружительными. Их работы неоднократно получали на выставках высшие награды: золотую медаль на Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств в Париже в 1925 году, Гран-при в Париже в 1937 году, золотую медаль в Брюсселе в 1958 году.

Правда, время вносило свои коррективы. Узоры кружев изменились. Модным стало показывать в них этакие вехи эпохи, важные событие и достижения молодой страны.
Вот, к примеру, портьеры "Губкустпромсекция". Правда, не совсем понятно, что именно они изображают, но это - одна из первых работ советского времени.

14.

А вот тут уже гораздо понятнее. Мавзолей Ленина у кремлевской стены, советские вымпелы, эмблемы и гербы.
15.

16.

17.

"Ворошилов на коне" 1920-1930-х годов.
18.

Ленин и Сталин 1922-ого.
19.

Панно "Достижения земледелия и животноводства в Вологодской области", сделанное в 1940-1941 годах.
20.

Салфетки с парашютами и с римским числом ХХХ, изготовленные к 30-летию Октябрьской революции.
21.

Орден Победы 1947 года.
22.

А, вот этот гарнитур был изготовлен в 1946 году - сразу после войны для... первого класса самолета. Такие кружевные салфетки клали на спинки и на подлокотники пассажирских кресел. Представляете, только что закончилась война, а салоны пассажирских самолетов украшены восхитительными вологодскими кружевами. Даже сейчас такую роскошь не позволяет ни себе, ни пассажирам ни одна авиакомпания. А ведь как было бы стильно!
23.

Или вот еще. Тоже 1946 год. Такие милые воротнички, фартучки и наколки на голову делали специально для официанток.
24.

А в 1960-м году в Вологде появилось кружевное объединение "Снежинка", которое своими работами произвело полный фурор! Мы вошли, наверное, в самый большой зал музея и буквально ахнули. Это был прямо-таки зал невест.
25.

Мне всегда казалось, что кружевницы в своих работах должны стараться передать воздушность и нежность, белизну русской зимы. Да-да, узоры на морозных окнах, заснеженные веточки березок, изморозь на крыльце в деревенском доме ранним утром... Именно с этим у меня всегда ассоциировались кружева. Но, честно говоря, я не всегда находила подтверждение своим ассоциациям. Где-то не хватало воздушности, где-то нить была толстовата и не настолько бела, где-то узор никак не походил на русскую зиму и изморозь.

А тут... Буквально каждая работа была такой, о каких мне мечталось! Вы только посмотрите на них!
Скатерть "Чаепитие" автора Виктории Ельфиной, 1977 года.
26.

Скатерть "Северное сияние" автора Капитолины Исаковой, 1961 года.
27.

Скатерть "Метелица" автора Ангелины Ракчеевой, 1982 года.
28.

Ее же панно "Вологда" 1986 года.
29.

И, наконец, самая красивая и самая легендарная работа - скатерть "Снежинка" Виктории Ельфиной.
30.

Вообще, что интересно, эта "Снежинка", которую сейчас можно увидеть в музее кружева, уже 11-я версия той первой, которую Виктория Николаевна сделала в 1959 году. Что же касается оригинала, то находится он в музее при кружевном объединении "Снежинка". Но в данном случае, не столь важно - оригинал перед нами в музее или нет, поскольку все копии делались тоже при непосредственном участии автора работы. Вы сами посудите, насколько приглянулась она всем, если было сделано столько копий, которые теперь выставляются в музеях!

Кстати, технологический рисунок "Снежинки" Виктория Ельфина готовила три месяца. Затем 25 кружевниц 2,5 месяца выплетали фрагменты, а после этого еще три месяца соединяли их меж собой так, чтобы не было видно ни единого шовчика. Получилась вот такая необыкновенная красота!

И, наконец, работы еще одной кружевницы - Веры Веселовой: ювелирные гарнитуры "Ночная бабочка" и "Птицы". Их она сделала в середине 1980-х годов. Но посмотрите, насколько модно и современно они выглядят и сейчас.
31.

32.

33.

Самое удивительное, что Вера Дмитриевна сотворила их, когда уже была на пенсии и в довольно-таки пожилом возрасте. Но она была настолько активным, неутомимым и неугомонным в хорошем смысле слова человеком, что не могла сидеть сложа руки, все время придумывала что-то новое. Вот так и родилась у нее в голове идея этих украшений!

Ну, а в завершении расскажу вам еще о рекорде. Дело в том, что музей вологодского кружева отнюдь не из тех музеев, где можно посмотреть только основные экспонаты, послушать экскурсию и всё. Музей постоянно развивается, его работники придумывают множество интерактивных программ. А кроме них, устраивают еще и разные мероприятия, о которых потом не только говорят и пишут, но еще и в книгах рассказывают. Да-да, в самом прямом смысле, на память, которая останется и другим поколениям.

Так, например, в 2011 году на площади рядом с музеем был поставлен кружевной рекорд России и зафиксирован в книге рекордов. Сюда пригласили одновременно плести кружево 570 мастериц. Наша экскурсовод рассказывала, что тогда над площадью как будто бы всё замерло на два часа, не было слышно ни единого звука, только стук коклюшек друг о друга.

Вот так это выглядело (фото из сети).
34.

Так что, когда будете в Вологде, не пропустите музей вологодского кружева. Он очень интересный.