Парк Древнерусского периода

[Блогово]

Москвичи акают, южане шокают, а вологжане окают.
- Што ж ты уходишь-то от нас на целых шесть годочков-то?
- Так вернусь-то, сразу свадьбу-то и сыграем!

Из Вологды мы решили съездить в одно удивительное место - в архитектурно-этнографический музей Семенково. Там-то мы как раз и познакомились с вологодским диалектом в самом прямом смысле. Да и не только с ним.

Казалось бы, сколько мы уже осмотрели музеев деревянного зодчества. Но музей Семенково - явно особенный. Вы только взгляните, какой у него сайт! Взгляните-взгляните! Оценили? Я, как только это увидела, сразу поняла, что съездить в музей нужно обязательно. Потому как, такой сайт - это первый показатель того, что работают там исключительно креативные сотрудники. И я ни капли не ошиблась. Мало того, такого креатива мы не видели еще ни в одном другом музее! Это просто что-то необычайное!

Но давайте по порядку.
Из Вологды в Семенково ходит прямой рейсовый автобус №37. Отправляется он от вологодского автовокзала с периодичностью примерно раз в полчаса, в пути 40-50 минут. Так что, вскоре мы уже были на месте. Вообще, чем музей в Семенково отличается от прочих музеев такого типа, так это тем, что здесь все его строения, привезенные из разных уголков Вологодской области, составляют как бы единую деревню.
2.

А как нам сказал экскурсовод Дмитрий - потрясающий рассказчик и очень увлеченный своим делом человек, деревни на севере строились не для того, чтобы жить, а чтобы выживать. Условия-то были суровые. Поэтому дома стояли не с двух сторон улицы, а в несколько рядов, обращенные окнами в одну сторону - на юг, где было больше солнца, света и тепла.
3.

Дмитрий рассказал нам о некоторых из них. Например, посмотрите на эти два дома.
Это - дом Храпова конца 19 века, привезенный из деревни Бор Нюксенского района.
4.

А это - дом Болотовой тоже конца 19 века, привезенный из деревни Королевская тоже Нюксенского района.
5.

Как вы думаете, хозяева какого из домов были более зажиточными? Сразу скажу, что ни орнаменты внешних узоров балкончиков, ни количество окон, ни их размер на это не влияют. Но правы из вас те, кто ответил, что богаче были владельцы первого дома. А знаете, почему?

Обратите внимание, как сложены бревна во втором доме. Дом как будто состоит из нескольких частей. Как будто его строили поэтапно.Так оно и было. И это как раз было первым признаком того, что возвести его сразу целиком владельцы не имели возможности, то есть, другими словами, денег. Первый же дом был построен сразу. И это говорило о зажиточном статусе его хозяев.

Вообще, что касается статуса, то он в деревнях имел огромное значение. Сами посудите, крестьяне мало куда выезжали из своих деревень, чаще всего все время варились в одном котле, а значит все друг о друге знали. Но всегда было так, что кого-то уважали больше, называли по имени и отчеству, кого-то меньше, а кого-то вообще не уважали и даже давали клички. Конечно, в статусе самую важную роль имел достаток. А как можно было всем сразу доказать, что с достатком у тебя все в порядке? Конечно же, построить такой дом, чтобы все, кто его бы увидел, сразу сам все понял.

В общем, в деревне одинаковых домов не было вообще. И как мы сейчас бы сказали, каждый выкаблучивался, как мог. Дом в самом прямом смысле был лицом хозяев. В общем, у таких людей, как Храповы, со статусом было все в порядке. А вот, Болотовым, чтобы его поднять, не помогли бы никакие пристройки к их дому. Им нужно было сразу и быстро строить новый "одним рывком". Только в таком случае их бы тоже зауважали.
6.

Очень интересную историю нам рассказал Дмитрий о доме Василия Копылова. Он был самым богатым и красивым домом в деревне. Краска, которой частично выкрашен его фасад, в то время была очень дорогой, и позволить себе такое "излишество" мог разве что самый настоящий богач.
7.

Конечно, по надписи на фасаде можно было бы предположить, что Василий Копылов как раз таким и был. Но научные работники музея раскопали историю этого дома. И каково же было их удивление, когда оказалось, что Василию Копылову в 1881 году было уже 70 лет, то есть, по тем временам он уже считался дряхлым стариком. Сын же его - Михаил - умер за два года до этого, а жил он со своей невесткой и с четырьмя малолетними внуками.

Спрашивается, откуда у этой семьи после потери кормильца могли быть деньги? По всей логике, Копыловы должны были обеднеть и уронить свой статус. А тут, в 1881 году вдова внезапно затевает ремонт, красит фасад дорогущими красками... Честно говоря, я сразу предположила, что она, скорее всего, завела богатого любовника, и это благодаря ему семейство продолжило процветать.

Но Дмитрий отверг мою идею. По его словам, в деревне этого было бы не скрыть, все бы об этом знали и в каких-нибудь записях сие бы сохранилось. В общем, ученые пришли к выводу, что женщина, хотя и была безграмотной, смогла продолжить дело своего мужа, как и он, занималась лесоторговлей, и благодаря этому, ее семья не уронила свой статус. А яркий фасад - это всего лишь доказательство того, что, несмотря ни на что, у них все в порядке.

А вообще, особенности жизни крестьянского общества в северных деревнях было очень интересным. Видите вот эту изгородь?

8.

Ею огораживали общественные поля от скотины. Изгородь сооружали сообща. И каждая крестьянская семья отвечала за ее определенный участок, должна была следить за ее состоянием в его пределах и чинить, если вдруг она ломалась. Если же крестьянин к этим своим обязанностям относился небрежно, то его штрафовали.
А вот этот сарай видите? Это - общественный зерновой амбар, или другими словами, магазин.

9.

После сбора урожая каждая крестьянская семья должна была ссыпать в него часть зерна. Мера эта была необходимая на случай неурожайного следующего лета и голода. Правда, чтобы получить это зерно при необходимости, крестьянам приходилось терпеть жутчайшую бюрократию. Запрос сначала отправлялся в земскую комиссию, затем оттуда приезжали с проверкой, изучали ситуацию, принимали решение, и только после этого разрешали крестьянам воспользоваться своим же зерном в амбаре. Частенько на решение этого вопроса уходило несколько месяцев. А если голод?..

А еще Дмитрий нам рассказал очень интересную историю об "общественной квартире". Получилось так, что в начале 20 века семейство Храповых, дом которых я показывала в начале, разбогатело. Сыновья переехали жить в свои дома. А когда их отец умер от старости, его дом остался пустовать, и в нем открыли "общественную квартиру" - то есть, помещение, которое нанимало сельское общество для реализации административных функций. В нем работал писарь, хранились документы, останавливалось приезжающее начальство. Тут же проводились сельские сходы, а в праздники "открывалась" винопитная.

В "общественной квартире" обязательно должен был висеть портрет императора. Крестьяне даже частенько отказывались принимать какие-то свои решения, если этого портрета не было. Считалось, что с ним, это как будто с благословением царя...
10.

11.

Кстати, помните я вам рассказывала про то, что крестьян штрафовали . Так вот, штрафовали их не только за изгородь, но и, что случалось гораздо чаще, за недобор податей. Но так как денег у них не было, то у них отбирали имущество. И вот, как раз в "общественной квартире" стоял комод как раз с таким отобранным добром.

Это могло быть всё, что угодно: кухонный скарб, утюги, швейные машинки и т.д. и т.п. А самым страшным штрафом было, когда у семьи отбирали самовар. Тут опять всё было завязано на статус. Сначала самоварами практически не пользовались, но покупали и ставили их на полочку, ведь иметь дома самовар считалось круто. Потом чаепития из самоваров докатилось и до северных деревень, и стало считаться, что зажиточные люди должны пить чай из самоваров три раза в день. В общем, если ты пьешь чай три раза в день, то ты - зажиточный хозяин.

И наоборот: если ты считаешь себя зажиточным, то будь добр пить чай из самовара трижды в день и ни разу меньше. Когда же самовар вдруг отбирали, то статус такого человека падал просто молниеносно! Ну, какой он зажиточный, если самовара у него вообще нет? :))
12.

А в 1902 году в доме Храпова открылась еще и двухклассная школа. Отучилось в ней за два года в общей сложности около 120 детей.
13.

Кстати, учитель жил в этом же доме, на втором этаже. Когда Дмитрий рассказывал нам о школе, мы как-то плавно разговорились с ним еще и о детях. А точнее, об отношении к детям в то время. Я, конечно, все это подозревала, но не думала, что оно было настолько... спокойным (?). Понятное дело, что тогда над ними не тряслись так, как трясемся мы сейчас. Но некоторые случаи просто поражают воображение.

Например, до 5-6 лет детей не разделяли по половым признакам, все они бегали в длинных рубашках и называли их... мальчиками. Мальчик значило - маленький. И только в шесть лет ребенок уже получал первые штаны и рубаху или, если это была все-таки девочка, то сарафан. Но в то же время уже в 4-5 лет дети начинали работать. Конечно, никаких тяжелых дел им не поручали. Но Дмитрий нам, например, рассказал, что во время сенокоса нередко все жители деревни уходили из своих домов на две-три недели. Дома оставались только глубокие старики и малолетние дети. Так вот, считалось вполне нормальным, когда дети 4-5 лет жили все это время совсем одни, да еще присматривали за своими младшими братьями-сестрами.

Опять же Дмитрий пересказал нам одну заметку, которую сам прочитал в какой-то газете конца 19 века о том, как в одной такой деревне потерялся трехлетний ребенок. Он увязался за отцом, который шел на ярмарку в соседнее село. Увязался так конкретно. Протопал за ним три мили, и только когда тот на него как-то особо сильно шикнул, повернул назад. Назад три мили, через лес трехлетний ребенок должен был пройти сам.

В общем, малыш заблудился. Но хватились его родители только на следующий день, когда отец вернулся с ярмарки. Походили, поискали, не нашли. Прошел еще день, они поискали еще и снова не нашли. Еще через день они отправились к местному колдуну. Колдун поколдовал и сказал, что с ребенком все хорошо, и он сам вернется домой через неделю. Напоминаю, трехлетний ребенок! Из леса! Сам! Через неделю! Но родители успокоились и стали ждать. Через неделю малыш не вернулся. Тогда родители попросили соседей помочь им с поисками. Еще походили, поискали - не нашли. Объявили сход. На нем порешили провести крестный ход в соседнее село. К тому моменту прошло уже недели две. И вот, только когда они возвращались с крестного хода, то услышали в лесу тихий плач, и, наконец, нашли малыша.

Как он выжил, я, честно говоря, теряюсь. Дмитрий объяснил это тем, что было лето, а детей в деревнях чуть ли не с младенчества матери брали с собой в лес по грибы, по ягоды. В общем, скорее всего, все эти почти три недели он питался именно ягодами. Но родители, блин...

А еще в том же доме смотрите, что мы нашли.
14.

Мой рост 172 сантиметра уже даже не подходит под изречение: "Дядь, достань воробушка!" Такое ребятня кричала мужчинам, чей рост достигал 160 сантиметров. А самыми-самыми считались те, чей рост был 150 сантиметров. Да что уж, если "всем хорош, что и лучше не надо" - это про рост 140. :))

Мы отпустили Дмитрия готовиться к интерактивной программе, а сами пошли на мастер-класс по вологодской росписи, который тоже проходил в одном из крестьянских домов.
15.

Вообще, вологодская роспись считается одной из самых красочных и ярких. Ею чаще всего украшали прялки, сундуки, посуду, деревянные балки и панели в избах.
16.

На мастер-класс нас собралось семь человек: мы и еще одна семья с сыном-подростком и дочкой возраста чуть старше нашего Дани. Учила нас вологодской росписи Ольга Гладышева - народный мастер России. Да-да, вот такие люди работают в Семенково! :)
17.

Оказывается, когда расписываешь вещи, правильно говорить: "Я пишу", а не "Я рисую". А еще существует несколько стилей вологодской росписи. Мы попробовали два: свободно-кистевую и графическую. Вообще, честно признаюсь, что с художеством у меня было абсолютно никак с детства. То есть, ни рисовать, ни писать я реально не умею. Но тут, конечно, за компанию решила попробовать. Сначала мы осваивали свободно-кистевую роспись. Заключается она в том, что писать тут можно действительно практически свободно. В таком стиле росписи много кружочков, цветов, листиков.
18.

Например, кружочки рисуются очень просто. Кисточка обмакивается в краску (мы писали гуашью), затем ставится вертикально и поворачивается тремя пальцами. Элементарно!
19.

Правда, достойный кружок у меня получился только со второго раза. Еще в этом стиле важно наложение цветов один на другой. То есть, видите, цветы красные, а лепестки на них по краям немного желтоватые. Достигается это, если кончик кисточки в красной краске обмакнуть в желтую. Кстати, этот стиль росписи допускает и смешение красок, а не только их наложение.
Справились. :)
20.

Второй стиль вологодской росписи, который мы изучили, был графический. В нем важны четкие линии и прорисовывание контуров. Писали мы птицу, как элемент Ракульской росписи. Что могу сказать? Это оказалось более сложной задачей, чем предыдущий цветочек. С одно стороны, вроде и ничего особенного, всё делается просто. А с другой, не могу сказать, что мой шЫдевр в результате получился идеальным. Кстати, а вы видите узор у нее на крылышке? Это какой-то очень хитрый специальный орнамент, прорисовывая который, мастера всегда загадывали желания. Загадала и я, на всякий пожарный. Вспомнить бы теперь, что... :)
21.

Как вы видите, писали мы сначала на небольших картоночках. А в завершении мастер-класса Ольга Константиновна предложила нам расписать фигурных деревянных лошадок. Как вот здесь.
22.

Предварительно она их загрунтовала и нанесла фон. Знаете друзья, расписывать лошадок нам почему-то понравилось больше всего.
23.

У моей особенно глаз получился. :))
24.

В общем, мастер-класс у нас прошел отлично и очень понравился. Люблю, когда одновременно бывает и интересно, и полезно. Кстати, наш Даниил Антоныч так проникся, что мы ему даже купили фигурку снеговика для домашних расписных творений. :)
25.

Ну, а дальше мы присоединились к какой-то приехавшей группе и отправились на интерактивную программу под названием "Рекрутские обряды". Началась эта программа прямо на улице. Из одного из домов нам навстречу вышли двое молодых людей, одетых по деревенской моде позапрошлого века (см. фото 1). Один из них играл на гармони и представился Юркой, а второго звали Степан. Его-то как раз и забирали в рекруты.
26.

Вообще, проводы в рекруты в деревне сопровождались целой кучей обрядов и особенностей. И как раз проводить его, соблюдая их все, нас и пригласил Степан. Они с Юркой проводили нас в дом к его сестре Ольге, которая как раз нам о них и поведала.

Кстати, помните, в начале этой заметке я говорила о вологодском диалекте? Так вот, все интерактивные программы, где показываются какие-либо вологодские традиции и обычаи, ведутся как раз на нем. При этом артисты играют так, что буквально сразу возникает ощущение, что вы находитесь отнюдь не в музее, а в самом настоящем театре.

Кстати, забегая вперед, скажу, что выступают в программах, на самом деле, вовсе не артисты, а... экскурсоводы и научные работники. Нам потом об этом рассказала одна из смотрительниц домов. И честно, мы сразу ей даже не поверили. Но она оказалась права. Правда, по ее же словам, некоторые из них потом действительно уходят выступать на большую сцену. Вот такой уровень! Хотя где только мы не видели подобные музеи, но такой уровень интерактивных программ лично я встречаю впервые!

Но вернемся к рекрутам.
27.

В конце 19 века в рекруты, то есть, на службу в армию призывали на шесть лет. И это, как вы, наверное, знаете, был большой прогресс. Потому что до этого призывали на 25 лет, а еще до этого могли призвать и на всю жизнь. Обычно не призывали старшего сына в семье, а так же, если сын был единственный. А вот все остальные должны были отслужить. Правда, насколько я поняла, существовала некая очередь. Когда молодому человеку исполнялось 20 лет, он должен был в эту очередь встать. А потом каждый год проходила жеребьевка.

В общем, так получалось, что попадали в рекруты в итоге далеко не все. Вот, и Степан, которого мы теперь провожали, попал только через три года. Конечно, идти в армию многие не хотели. Ну, а раз такое дело, то и приметы на это были. Например, считалось, что если парень, которого могли призвать в рекруты, собирал на время жеребьевки все острые предметы в доме и клал их под образа, то его не забирали.

Ну, ладно. Ольга, в дом которой мы заявились, в общем-то оказалась нам рада. Она как раз собиралась "вязать розаны", а вскоре ей на помощь подоспела и Настя - невеста Степана.
28.

В общем, они-то нам и рассказали, что на проводах в рекруты есть специальные обряды. Так, Настя принесла несколько еловых веток. Их, а еще картуз будущего рекрута было решено как раз и украсить розанами. Розаны вяжутся из широких разноцветных ленточек. Ленточку берут, оборачивают несколько раз вокруг двух пальцев, потом пропихивают ее концы через середину, связывают и расправляют. В итоге получается штучка, похожая на бутон цветка. В общем, мы помогли девушка вязать розаны и быстренько навязали столько, сколько нужно.
29.

30.

31.

А потом вернулся Степан вместе с другом гармонистом и начались самые настоящие проводы.
Правда, сначала Степан рассказал нам, как познакомился с Настей. Оказывается, на Масленицу вместе катались на санках, ну, а потом пошло дело. Но всё было абсолютно прилично. Ведь санки те были у всех на глазах, поэтому:
"Так вернусь-то, сразу свадьбу-то и сыграем!" - пообещал Степан Насте прямо при нас. Ну, а Настя, как нам показалась, давно уже и сама об этом догадывалась.
32.

А потом уже начались проводы. Ольга вынесла ковш со свежим квасом в большой чаше и угостила всех.
33.

Правда, все оказались очень скромными и отпивали всего по глоточку.
34.

По правилам же, нужно было выпить весь квас до дна. Так что, когда чаша с квасом дошла до Юрки, который был последним, пришлось ему спасать положение.
35.

Ну, а затем начались деревенские песни и танцы. И если пели только Ольга и Настя, то танцевать пришлось нам всем. Разучили мы танец-игру "Платочек". Парень брал платочек и начинал танцевать с ним, потом подходил к понравившейся девушке, клал его ей на левое плечо и топал ногой. Это говорило о его к ней симпатии, а в танце еще и о том, что она теперь должна взять платочек и тоже выйти танцевать в круг. Теперь задачей парня было отобрать у нее в танце платочек, а девушки - не отдать его ему. Правила, конечно же, существовали. Парню нельзя было прикасаться к девушке - то есть, совсем нельзя. Другими словами, он должен был обладать хитростью и ловкостью - отвлечь девушку и выхватить у нее платочек в тот момент, когда она зазевается.

В общем, сначала танцевали Степан и Настя. А потом вдруг Ольга передала платочек Антону. В общем, как Степан выбрал Настю, так и Антону при таком раскладе ничего больше не оставалось, как выбрать меня. Тем более, что в группе, к которой мы присоединились на эту программу, были исключительно бабушки. :))

После танцев пришло время прощаться с будущим рекрутом. Украшенный розанами и лентами картуз он надел на голову, Ольга повесила ему на плечи расшитый рушник. Затем Степан встал на стул и дотянулся до матицы - главной балки избы, на которой, если можно так выразиться, держится она вся. Название матица произошло от слов "мать", "материнский", поэтому и не удивительно, что, когда люди надолго уезжали из дома, то как будто прощались с матицей.
36.

Затем Ольга благословила Степана иконой, подала ему берестяной короб, а он взял еловые ветки, украшенные розанами, посидел "на дорожку" и в сопровождении всех нас вышел из дома.
37.

38.

Ёлку с розанами он прикрепил на угол избы. Оказывается, всё то время, пока рекрут служит, она должна так и оставаться там. Конечно, ёлочка засохнет, но по ее, так сказать, состоянию можно всегда судить о том, как долго он не был дома.
39.

Ну, а потом все подошли к нему по очереди, нажелали добрых слов на дорожку, положили немного денег в короб и проводили до края деревни. Рекрут отправился служить. :)
40.

А мы пошли на следующую программу. Называлась она "Масло само не родится" и проводилась в музее масла. Он же - дом Поповой.
Знаете, кто этот мужчина? Это - наш экскурсовод Дмитрий! Но теперь он в гриме и в роли зажиточного крестьянина Федора, в хозяйстве у которого три коровы, овцы и куры.
41.

Правда, третья корова у него появилась совсем недавно. Точнее, даже не так. Мы буквально застали, когда он ее только купил и завел в хлев. А потому согласился вместе со своей женой показать ее нам да и выяснить заодно, что же это за корова. :)
Хлев в музее масла был почти, как настоящий. Коровы в нем даже мычали, а овцы блеяли.
42.

43.

44.

Федор подвел нас к новой Буренке и спросил, каких мы, в принципе, знаем коров?
45.

Знали мы не много: молочных и мясных.
- Мясных! - запричитала вдруг жена Федора. - Хорошо же вы в Москве то своей живете, коли коров-то едите!

Оказалось, что мясных коров в деревнях не бывало, зато бывали молочные и навозницы. Да-да, последние занимались тем, что давали навоз! Ведь навоз всегда в деревнях был главным удобрением, и крестьяне перво-наперво заводили именно корову-навозницу, чтобы на навозе можно было взрастить хороший урожай. А уж только потом молочную.

Но так как у Федора коров было уже три, и навозница среди них, конечно же, имелась, он с женой решил выяснить, какая, собственно, эта. А как выяснить? Да очень просто! Берется пусто ведро и подбрасывается немного вверх. Если оно упадет на дно, то корова - молочная, а если дном кверху, то - навозница. Спрашиваете, а если на бок упадет? А вот не надо до этого доводить. В таких случаях смотрят, как оно летело. :))

В общем, ведро у нас упало на дно, и корову провозгласили молочной. :)

Ну, а затем мы все пошли в избу. Ведь Федор нам рассказал, что помимо коровы купил еще один новейший агрегат, и решил показать его нам.
Вот он! Узнали, что это?
46.

Конечно же, маслобойка! Федор поведал, что жена сначала была против. Ведь как по-старинке взбивали масло? Правильно, вот в таком деревянном ведерке специальным приспособлением, которое как раз перед ней. На весь процесс уходило около трех часов. А теперь Федор мог взбивать его от силы за полчаса, что нам и продемонстрировал.

В маслобойку он при помощи одного из мужчин залил пять литров сливок. Кстати, он рассказал, что такое количество сливок получается из 25 литров молока. Молоко он пропускает через сепаратор и вот результат.
47.

А дальше Федор попросил помочь ему взбивать масло. Для этого нужно было вращать ручку маслобойки со скоростью один оборот в минуту. Дело пошло!

Вскоре появилась пахта - жидкость, которая образовывалась при взбивании. По сути своей, пахта - это нечто среднее между сливками и молоком. Жирность у нее - восемь процентов. Во время изготовления масла ее сливают несколько раз, но, конечно же, не выливают совсем, а используют для теста для пирогов или блинчиков.
48.

А еще через какое-то время позвали на помощь нашего Даню. Крутить маслобойку быстро теперь было не нужно, нужно было как раз медленно, а поэтому он отлично справился.
49.

Вскоре крышку маслобойки открыли, и Федор ложкой стал доставать оттуда мягкое, нежное вологодское масло и выкладывать его на пергамент.
50.

51.

Затем его жена нарезала кусочки черного хлеба, намазала их этим маслом и угостила всех нас. Ооо, друзья мои, теперь я понимаю, каким должно быть на вкус настоящее масло! Увы, то, что продают в наших магазинах - это и близко не оно!

После дегустации программа закончилась. Но мы с поеданием вкусностей решили продолжить. Дело в том, что тут же при музее работало маленькое кафе, где пекли блинчики и подавали их с этим самым свеженьким вологодским маслицем. Блинчики были с разными начинками, время уже давно было обеденным, в общем, отказаться от такого соблазна было не в наших силах. Обратите внимание на цены! Это супер, по-моему!
52.

53.

Кстати, кафе было, хоть и простеньким, но очень интересным и атмосферным. На его стенах, например, висели правила поведения за столом и разные приметы.
54.

55.

56.

А это - рукомойник такой.
57.

Давайте я вам еще немного музейных домов покажу.
Дом Поповой.
58.

59.

60.

Ну, а перекусив, мы отправились на последнюю нашу программу в этот день - на "Свадебный пир". Она была такой же костюмированной и интерактивной, как и две предыдущие, но проводили ее работники музея для настоящих молодоженов в день их настоящей свадьбы.
61.

Включала в себя эта программа, в том числе, и настоящий свадебный пир. Но мы, конечно же, не стали внедряться на чужую свадьбу и посмотрели только общую часть. Впрочем, что интересно, вологодские свадебные традиции оказались очень похожими на наши. Сначала на невесту повязали пояс, на коим было сорок узелков. Считается, сколько узелков на поясе, столько и мальчиков в семье родится. Жениху положили в один ботинок зерно, а в другой - пятак, чтобы и достаток и деньги в семье водились. Потом они откусывали куски от свадебного каравая, распиливали бревно (если распилили, значит, и в будущем смогут справиться вместе со всеми трудностями), их посыпали зерном. И, в конце концов, молодые последовали в избу пировать!

Ну, а мы, довольные таким полным впечатлений днем, - назад в Вологду. Ведь на следующий день нас ждал дальнейший путь - в Тотьму.
Еще немного Семенковских вечерних пейзажей.
62.

63.

64.

65.