Дорожная карта, или Как навести порядок в сфере пассажирских перевозок

[Блогово]
Грядущие изменения в организации рынка пассажирских перевозок обрастают ворохом непонятных телодвижений его акторов, новыми слухами, популистскими/предвыборными предложениями псевдо-экспертов, предоставленных политическими партиями. Однако путь разрешения сложившейся ситуации один. Правда, возможны незначительные вариации.

Попробую проанализировать ситуацию и наметить основные задачи, необходимые к первоочередному решению.

Задача первая: появление инвестиционной составляющей в бюджетах организаций, осуществляющих пассажирские перевозки. 

Ценовая война между частниками и ПАТП привела к тому, что на рынке все работают по себестоимости (20 рублей) или в убыток. Это очень неплохо для потребителей в тактическом плане, но смертельно в стратегическом. Парк транспортных средств стареет, новые автобусы не приобретаются. А на то, что можно сделать постепенно, выделив всего 1 рубль из тарифа, через несколько лет придется искать миллионы. И если постепенно не брать по одному рублю с потребителей услуг (пассажиров), то в какой-то момент придется взыскать сразу несколько миллионов разово, из кармана всех вологжан без разбора (субсидии из бюджета). 

 
Здесь я, кстати, не говорю об однозначном поднятии стоимости проезда. Даже только путем принятия грамотной схемы городских маршрутов, уже можно снизить себестоимость на рубль - два. Я говорю о том, что к поднятию стоимости проезда нужно готовиться! К сожалению, это неизбежно, так как это самый простой и быстрый способ получения инвестиционных денег.

Задача вторая: убрать демпинг и ненужную конкуренцию.

Вам, наверное, приходилось видеть, как автобусы обгоняют друг друга в попытке первыми подъехать к остановке? Это происходит из-за отсутствия желания городской администрации цивилизованно и с учетом интересов всех акторов (в том числе и горожан, как потребителей услуг), сформировать честные, конкурентные правила игры и организовать грамотную схему маршрутов. В результате от демпинга, хаоса и неразберихи теряли и теряют все, в том числе и пассажиры, временами дожидаясь автобуса/троллейбуса часами.

Теперь о сегодняшних действиях городской администрации.

Просочившиеся слухи о попытке поднятия стоимости проезда до 23 рублей, а так же внесение демократичных изменений в "положение о конкурсах на автобусные маршруты" (а это ни что иное как попытка установить диалог, сотрудничество с частными перевозчиками), красноречиво говорят о том, что администрация города понимает эти проблемы и ищет способы их решения. Однако, к сожалению, делает это как обычно - обещания популистские, решения половинчатые, непубличные, не профессиональные, в угоду чьим то личным интересам.

Например, обещание спасти троллейбусы "без дополнительных" затрат - чистой воды популизм, сказка! Да, без коренных преобразований и непопулярных решений тактически можно оттянуть крах троллейбусов до "после выборов", но осенью этот "бумеранг" ударит с удесятеренной силой, то есть приведет, как минимум, к удвоенным "дополнительным затратам"!

Какие шаги я бы посоветовал предпринять чиновникам.

Первое: обозначить ответственного (руководителя), который этим будет заниматься. 

 
Он в обязательном порядке должен обладать следующими качествами: 
- быть профессионалом в организации пассажирских перевозок, с имеющимся успешным, с экономической точки зрения, опытом;
- быть независимым, иметь свою точку зрения и уметь ее отстаивать, в первую очередь, перед Главой города Евгением Шулеповым, вне зависимости от политических и иных конъюнктур;
- уметь договариваться с акторами рынка и соблюдать договоренности, вне зависимости от политических и иных конъюнктур.
С подобными кадрами у администрации проблемы.... По моему мнению, в команде Главы человека, сочетающего все эти качества, нет. 
Но его можно найти. Если действительно есть желание сделать пассажирские перевозки удобными, качественными и цивилизованными, советую присмотреться к кадрам, работающим у частных перевозчиков.

Второе: честно рассказать об "экономике наведения порядка".

- честно и открыто проанализировать деятельность частных перевозчиков, ПАТП, ВЭТ и администрации города (в свете организации пассажирских перевозок), обозначить и признать ошибки, персонифицировать виновных;
- признать "необходимость отъема денег у жителей города", разработать социально справедливую и экономически целесообразную схему соучастия жителей города в финансировании наведения порядка, открыто рассказать о ней и обсудить с заинтересованными сторонами;
- организовать общественное наблюдение за реализацией программы;
Вообще, я считаю, было бы правильно Главе дать пресс-конференцию на эту тему, на которой честно признать ошибки, повиниться и рассказать о сопричастных виновных и их наказании, попросить у вологжан разрешения воспользоваться их деньгами для компенсации вреда от допущенных просчетов.

Ну и третье: всем участникам процесса - перестать многозначительно надувать щеки, делать хорошую мину при не очень хорошей игре!

Вологжане - очень сообразительный народ, который прекрасно понимает откуда растут ноги! И разговаривая с ними на равных, кредит доверия можно получить гораздо легче и на большие преобразования, чем считая их за идиотов.
А кредит доверия - это уже 50% успеха, а это, согласитесь, уже немало!