Церковь Рождества Христова в Запогостье

[Блогово]

Рождество в этом году я решил провести с пользой и отправился на прогулку к церкви Рождества Христова в Запогостье. Место это стало известным после того, как Христорождественскую церковь сделал местом съёмок своего последнего фильма "Я тоже хочу"режиссёр Алексей Балабанов, там ее называют "колокольней счастья". 

IMG_7620.JPG

Я же Запогостскую церковь знал давно, еще в детстве мы с моим двоюродным ходили туда зимой по льду искать клады, ничего не нашли, разумеется. Ну и потом церковь всегда на виду у жителей Шексны северной (так именую нашу часть посёлка), поскольку находится напротив поселкового пляжа, где я очень люблю гулять и летом и зимой. И в стихах её ещё до Балабанова запечатлел:

Взирая на трубы завода
и церкви разбитый хребет,
выходит поэт из народа,
как тени выходят на свет.

IMG_7602.JPG
Завод ДВП

Если выйти на пляж, то завод древесно-волокнистых плит (ДВП) будет виден справа, хотя он находится на этом берегу. Данная местность была затоплена при строительства Волго-Балта и заполнении Шекснинского водохранилища, в результате река Чуровка, впадающая в Шексну, стала судоходной, по ней теперь на завод ходят баржи с лесом. Изначально предполагалось укрепить берег возле церкви бетонными плитами, но в итоге этого не сделали, поэтому церковь оказалась практически в воде, каждой весной её подтапливало, отчего церковная колокольня накренилась и в таком состоянии продержалась много лет. Родовые деревни моей семьи Божая иРыбая тоже были затоплены.

Раньше на ныне пустынном берегу Чуровки стояло село Запогостье, принадлежавшее Кирилло-Белозерскому монастырю. Как пишет местный краевед Тамара Трапезникова, в дозорной книге 1615 года указано: «В Запогостье, на речке Чуровке – церковь Рождества Богородицы и церковь Рождества Христова с трапезою». Как видим, село большое, поскольку в нём были сразу две церкви, которые тогда были ещё деревянными. В 1665 году в Запогостье проживали 682 человека. В 1802 году вместо двух деревянных церквей была построена одна каменная - Рождества Христова, она относилась к Новгородской епархии. В церкви было три престола: Рождества Христова – главный, Рождества Пресвятой Богородицы и великомученицы Параскевы Пятницы.

В "Списке населённых мест Новгородской губернии. Выпуск IX. Череповецкий уезд" (Новгород, Губернская Типография, 1912 г.) Запогостье числится уже как погост Починковской волости. Деревни Большой Починок, давшей название волости, сейчас тоже уже нет, теперь на её месте улица Починковская, где сейчас живут мои родители. В Запогостье (также именуемом Поповкой) в 1912 году проживали 10 жителей - 4 мужчины и 6 женщин, числилось 3 двора и 5 жилых строений, при церкви также находилась земская школа (в Починковской волости их было 8), куда ходили ребятишки из окрестных деревень. Главным занятием жителей указано земледелие, подсобным - церковная служба. Четыре раза в год в Запогостье проходила ярмарка, место было бойкое, торговое, не зря один из престолов церкви носил имя Параскевы Пятницы, считавшейся на Руси покровительницей торговли. Даты проведения ярмарки - 9-я пятница после Пасхи, 8 сентября (Рождество Пресвятой Богородицы), 28 ноября (день памяти вмц. Параскевы), 25 декабря (Рождество Христово), в эти дни прихожане шли на праздничную службу в церковь, а после гуляли на ярмарке.

Также в "Списке..." значится Запогостский Перевоз (выселок), где проживали 5 жителей, относящийся к Министерству путей сообщения, отмечено, что он находился на берегу реки Шексны, вероятно перевоз осуществлялся не только через небольшую Чуровку, но и через Шексну. 

После революции церковь перешла в обновленческий раскол, а в 30-е годы закрыта, священнослужители подверглись репрессиям. Во время Великой Отечественной войны на территории нынешней Шексны северной находился эвакогоспиталь № 1327, умерших от ран красноармейцев хоронили на церковном кладбище. Перед строительством Волго-Балта часть захоронений перенесли в парк Победы, остальные могилы со временем разрушались, как и сама церковь. Сегодня от кладбища практически ничего не осталось, еще недавно говорят, кое-где были видны могильные камни. Зимой на месте кладбища я увидел заметные даже под снегом ямы, видимо, копали чёрные археологи. 

27 июня 2013 года колокольня церкви Рождества Христова обвалилась, от нее осталась только восточная стена. Поскольку колокольня рухнула на 40-й день после смерти Балабанова, московские журналисты начали искать мистические совпадения, звонили в Шексну - спрашивали: не слыхал ли кто-нибудь таинственные голоса на развалинах церкви и прочий бред.

Церковь для рядового села огромная, визуально примерно 10х40 метров, росписи внутри не сохранились, только в алтаре остались кусочки голубого фона на стенах. Ещё уцелели кованые решетки на верхнем ярусе, до них пока не добрались сборщики металлолома или просто испугались. Возле северной стены церкви была зарыта пустая цистерна, использовавшаяся, по всей видимости, для хозяйственных или церковных нужд. В детстве мы думали, что это подземный ход, в котором скрыты церковные сокровища, даже пытались туда залезть, но, понятное дело, утыкались в железные стенки. Сейчас кто-то обрезал верхнюю часть цистерны сварочным аппаратом, то ли сборщики металлолома, то ли наивные искатели кладов. К сожалению, фотоаппарат у меня сел и снять внутренние интерьеры мне не удалось. Вообще, неплохо бы организовать экспедицию и заснять это место с фотографом-профессионалом, желательно летом.

Обвалившаяся часть колокольни теперь укрепила фундамент церкви, поэтому будем надеяться, что теперь церковь простоит долго. Восстанавливать ее в ближайшие годы никто не будет, так и будет она стоять напоминанием о делах дней минувших. Хотя так же думалось и о церкви Казанской Божией Матери в центре поселка, но ее благодаря добрым людям восстанавливают, к лету, наверное, она уже будет доступна для прихожан.

Другую информацию об истории Церкви Рождества Христова можно почитать на сайте газеты "Звезда", материалами которой я воспользовался: http://zwezda.net/top/9499

Также, готовя этот пост, я наткнулся на историю красноармейца Николая Колобова, который умер в эвакогоспитале № 1327 и скорее всего был похоронен на церковном кладбище. Родственники сохранили память о нём, и их разыскания я представляю вашему вниманию: https://vk.com/wall5161465_173