Рождественская история о любви к природе и истории

[Блогово]

В эту рождественскую службу впервые была в храме Николы во Владычной слободе. Замечательное расположение храма в исторической части города, ухоженный двор с большим количеством построек от гаражей до складов, вместительная парковка, отдельно стоящая Воскресная школа, все это за забором высоким, но, слава Богу, не глухим. Почти целый гектар территории.  

При простом незамысловатом объеме самой церкви, величественная колокольня - главное украшение архитектуры храма. А какое у колокольни замечательное массивное крыльцо, отсылающее  к любимой мной русской архитектуре 17 века. Несмотря на странновато-непропорциональную  реставрацию главок, храм на холме выглядит внушительно и вдохновенно.  Служба, традиционно для зимнего времени, шла  в нижнем храме. Интерьер там приятно сдержан и опрятен,  для удобства даже колонки вывешены, для тех кому вблизи амвона места не хватает.

Хотя обходить прихожан с подносами для сбора денег во время службы - такой традиции я уже давно на наблюдала в вологодских храмах.


фото отсюда

На рождественской службе по обыкновению зачитывались велеречивые послания к пастве патриарха и митрополита. Было любопытно, вряд ли я б самостоятельно озаботилась таким чтением.

Из послания Игнатия узнала чем же  год 2015 был славен для Вологодской митрополии. Это и  "трогающее сердце" утверждение Горне-Успенского женского монастыря. Это и признание "нового достойного" статуса Прокопьевского храма в Великом Устюге: когда-то храм был частью музейного комплекса, потом в совместном ведении с церковью, теперь вот утвержден окончательно как кафедральный собор епархии. Мне кажется, вологодские Софийский и Воскресенский соборы ждет весьма похожая участь. Ну и особо важными событиями отмечены планы на строительство новых "духовных маяков" в микрорайонах Вологды, чтобы помолиться можно было рядом с домом.


фото отсюда. (Интересно, почему на верхушке елки не ангел или вифлеемская звезда, а какой-то светский наконечник?)

Что ж похвальное и понятное желание для отправления нужд верующих и окормления служителей, нужды удовлетворяющих. Не только же торговому бизнесу рассчитывать логистику зон пешеходной доступности. Плотность застройки спальных районов подсказывает, что плотность паствы там весьма приличная.

В послании не было указано сколько и в каких местах планируется возведение новых храмов, но об этом рассказал сайт митрополии, опубликовав указ № 345-У "О создании новых приходов г. Вологды". Всего должно быть создано 5 приходов, но расположение одного подвергло меня в искреннее недоумение.

Из четырех сторон пересечения улиц Щетинина и Гагарина, две заняты высотной застройкой, одна - магазином известной своей притягательностью сети "Магнит", а еще одна, что не может не печалить, это территория Ковыринского сада. Точнее - бывшей станции юннатов, в 2015 году силами вологжан переведенной из земель коммерческого назначения в "зеленые насаждения общего пользования". А еще точнее, это часть садово-паркового ансамбля усадьбы дворян Засецких  сельца Ковырино XVIII-XIX вв.
 

Именно здесь, в Ковырино, усилиями Варвары Засецкой был создан один из главных брендов Вологды - вологодское кружево. Еще не промысел, но уже мастерская.  На ее же средства, а также внука П.Набалова были установлены часы на колокольне Софийского собора, которые до сих пор радуют вологжан свои звоном. Набаловым же был выкуплен городской театр с условием, что после его смерти тот будет завещан городу. Им же организован вологодский ипподром, спортивный дух этой части сельца продолжился организацией велотрека после революции, теперь здесь стадион "Витязь". А духовные жертвования бездетных Софьи и Александра Засецких, положивших свои состояния на украшения и обустройство вологодских храмов, в том числе упоминаемого тут и Горне-успенского женского монастыря, вошли во все анналы описания церковной жизни Вологды. Как видите, ветвь рода Засецких, владевших сельцом Ковырино, много сделала для прославления "серебряного ожерелья Русского Севера" (с) Митрополит Игнатий.

Но установка здесь храма это удивительное непродуманное и недальновидное решение, недостойное Спиридона Тримифунтского,  славившегося даром прозорливости. Оставим в стороне странное обстоятельство, что митрополия желает своими указами распоряжаться землями общего пользования, находящимися в муниципальной собственности. Обратимся просто к фактам.

Сначала историческим. Усадьба располагалась в сельце Ковырино. Сельцо - это название населенного пункта, не имеющего церкви. Все досоветское время приходом, куда ходили жители сельца Ковырино, была Богородицкая церковь в Говорово. У Комитета спасения Ковыринского парка, благодаря трудам учителя биологии шк№24 Елены Петровны Шайдаевой собран огромный материал об исторической значимости этой территории. Градозащитное движение "Настоящая Вологда" и Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры уже обращалось в областные органы власти о признании этой территории объектом культурного наследия (ОКН)

Тогда, нам было отказано за отсутствием средств для проведения историко-культурной экспертизы. Сейчас порядок выявления памятников изменился. Также фактически обобщен  исторический материал о ценности Ковыринского садово-паркового ансамбля для истории и культуры Вологды. Юридическое признание статуса ОКН - это еще и особый порядок хозяйствования. И тогда здесь невозможно никакое строительство, не соответствующее истории. А история такова, чтоцеркви в Ковырино не было. 

Теперь к фактам экологическим. Создание в парке храма, а значит и всей сопутствующей инфраструктуры, это разрушение исторического садово-паркового ансамбля. Да, Ковыринский парк уже сталкивался с этим явлением. И  советские времена, и, особенно, лихие девяностые-нулевые поураганили над территорией: засыпаны три пруда, часть парка оказалась за бетонным забором, вырублена и не возрождена липовая куртина, появились заросли борщевика.  Но это недостойные примеры духовного упадничества. А разве так может поступать организация, свято чтящая необходимость "бережного и ответственного отношения человека к окружающему миру". Именно так указано в методических рекомендациях об участии Русской Православной Церкви в природоохранной деятельности, принятых на заседании Священного Синода 13 июля 2015 года. Для сохранения природы - это территория должна остаться парком.

Однако, нужды верующих тоже понятны. Но не мог бы приход храма святителя Спиридона Тримифунтского вместо Ковыринского парка обратить свои взоры на иные пространства? Например, пойти не по пути строительства новых храмов, а по пути воссоздания утраченных: например, в Говорово, или в близлежащем селе Рубцово. Тем более, что в планах освоение "Зеленого города", соединяющего Рубцово с городом. Или, например, поспособствовать развитию частично заброшенной территории садового кооператива между областной больницей и гаражами вдоль железнодорожной ветки.

Да, это потребует решения вопроса с выкупом земельных участков. Но садоводство в зоне плотной застройки очевидно доживает последние годы, к тому же часть участков откровенно заброшена. 

вид на дачи, слева виден дом Ильюшина,2, справа расположен больничный комплекс.

одна из дач

проход по ул. Ильюшина к микрорайону на ПЗ. Кстати, через эту неосвещенную грязную дорогу вдоль дач ежедневно ходят дети с ул. Гагарина и Щетинина в школы микрорайона.

Мне кажется, что строительство здесь общественно-значимого для верующих пространства облагородит вокруг весьма непривлекательную территорию. Да и близость областной больницы весьма логична. И все, даже атеисты, прости Господи, могут быть довольны. Но надо приложить усилия, не правда ли? А не идти по пути захвата общегородских парков и областных картинных галерей. Как будто не хотим дорожить окружающей нас историей? Как будто нет путей для того, чтобы интересы верующих не решались за счет всех жителей, что неизбежно ведет в разделению и даже враждебности?

Завершу небольшой цитатой послания митрополита Игнатия, все-таки слушала я внимательно.