Ижевский транспорт: мы с тобой!

[Блогово]

Вчера в Ижевске наступила... Вологда образца 2013 года. Нет, посреди города не вырыли реку и даже "окать" по-вологодски ижевчане враз не стали. Вчера в Ижевске разом подорожал общественный транспорт и стал стоить ровно 20 рублей - аккурат столько же, сколько с 1 ноября 2013 года стоили все автобусы и троллейбусы в Вологде, в которой я тогда жил. Ижевск продержался еще целых два года, прежде чем добрался до этой цифры...

Горожане, конечно, обескуражены. Несмотря ни на обвалы валют, ни на рост цен на все и вся, цена на все виды транспорта в столице Удмуртии уже больше двух лет стойко держались на отметке в 17 рублей за одну поездку. Поэтому подорожание сразу на 3 рубля вышло для города значительным. 

Но не стоит сразу корить власти, чиновников и мировой рынок. 20 рублей проезд стоит в Казани, Архангельске и еще во множестве других областных центров. А вот побывав в той же Вологде этим летом, я был очень неприятно поражен тем, что с прошлого года проезд в этом маленьком провинциальном городке с трехсоттысячным населением подорожал до 25 рублей. Даже в Екатеринбурге меньше, не говоря о других городах-миллионниках. Только в Москве и Петербурге дороже! Иначе, как северным провинциальным феноменом это не назовешь... 

В Ижевске подорожание транспорта назревало и прямо-таки витало в воздухе все лето - ну не может цена месяц за месяцем оставаться прежней, когда в экономике творится такое. Но, что мне нравится в ижевском транспорте - это полная централизованность и контроль свыше за всем парком муниципального и коммерческого (!) транспорта. Все виды муниципального транспорта стоят одинаково (теперь 20 р.). Коммерческого транспорта на весь Ижевск - всего несколько маршрутов, потому что практически со всеми нуждами по передвижению населения справляется муниципальный. Стоят все ижевские немногочисленные маршрутки в черте города лишь на рубль дороже - 21, и перевозчики не вправе повышать стоимость самовольно. Пользуются же ими только определенная часть граждан, которые ездят за наличный расчет. Большинство ездит на "муниципалах" по проездным билетам, а студенты, школьники и пенсионеры - по льготным. 

 

Парк, кстати, практически однородный - все автобусы в Ижевске одной марки, почти также обстоят дела с троллейбусами, и лишь трамваи курсируют как старые чешские, так и новые немецкие. Маршутки - то ли Fiat, то ли Mersedes, но явно не ПАЗики с ГАЗельками. Не езжу на них, так как принадлежу к студентам :) . 

Когда приезжаешь, например, в Уфу, то хватаешься за голову - тут тебе и дикие ГАЗельки с такими же дикими "ГАЗелистами" за рулем, и беда с муниципальным транспортом, которого явно меньше, чем коммерческого, и ездить по проездному, значит - часами ждать свои редкие автобусы, которые далеко не всюду тебя увезут. Печальней то, что приезжаешь, например, в Питер или Москву, так и там тебе также будут предложены все блюда восточной транспортной кухни. Разница лишь в том, что в столицах подают еще и европейскую - можно передвигаться и на метро, и на автобусах по проездным даже в позднее время и в дальние концы города. 

Так что мне нравится передвигаться по Ижевску. Это, пожалуй, один из немногих городов в России, где практически не нужна своя машина, а, иногда даже противопоказана - пробки здесь увеличиваются с каждым годом, и регулярно смотришь с жалостью из окна трамвая на автомобильные заторы. Кстати, еще одна особенность: трамвай в Ижевске - привилегированный и вообще главный вид транспорта. На нем не только можно добраться в самые дальние уголки города с раннего утра почти до ночи.

Например, в том же Питере я этим летом был очень удивлен, когда автомобили на перекрестке перекрывают путь трамваю и разворачиваются с трамвайных путей. Таким образом трамвай оказывается стоящим в общей пробке. Вообще-то такое поведение на дороге дозволено и даже описано в ПДД, но... только не в Ижевске. Все рельсы в городе проложены таким образом, чтобы трамвай мог двигаться независимо от автомобильного потока. Именно поэтому у нас есть выверенное с точностью до 2 минут расписание трамваев, выполнение которого гарантированно перевозчиком. 

Все это кажется не очень значительным, когда в жизни много других проблем и увлечений. Но, на самом деле, организация передвижения в городе довольно сильно влияет на удовлетворенностью жизнью в нем, в целом. И, например, в той же Уфе (и других городах "Н", где власти пустили траспортный вопрос на самотек) мне было бы жить совсем не комфортно (а ведь когда-то я думал, не поехать ли учиться в Уфу).

В Вологде (и прочих городах "М", где цены на транспорт явно не соответствуют уровню города) - сейчас тоже достаточно тяжело было бы осознавать, за что приходится платить за дорогу, как в столицах. Так что я рад, что сейчас живу в Ижевске, где все понятно, регламентировано и соблюдено. Надеюсь, что горожане быстро привыкнут к новой цене на транспорт - даже теперь у нас не самая высокая на него цена для города с семисоттысячным населением.