Скансены как зеркало Русского Севера: Кострома vs Вологда

[Блогово]

В нашу летнюю покатушку по Золотому полукольцу и Русскому Северу мы, в том числе, посетили два скансена: «Костромская слобода» и «Семенково» под Вологдой.

К скансенам я дышу неровно и стараюсь их посещать по мере возможности. Может, со временем, и приесться, но пока не надоело. Посещены известные Кижи, Витославицы, менее известная «Деревня времён княгини Ольги» в Любытино (http://frosya-hod.livejournal.com/3828.html), латвийские Айраши (http://frosya-hod.livejournal.com/41606.html) и музей Сеурассари в Хельсинки (http://frosya-hod.livejournal.com/29346.html). Вот только тот самый Скансен в Стокгольме, от которого и пошло нарицательное название для музейного деревянного зодчества, пока не удалось посетить.

«Костромская слобода» находится рядом с Ипатьевским монастырем и весьма удачно вписана в окружающую местность. Современная застройка не видна, ландшафт весьма привлекательный – холмы, березовые рощи, мощеные дорожки и пруды, в которых отражаются стройные деревянные храмы.

Уютно тут.

Рядом, за небольшим земляным валом – стрелка, где речка Кострома впадает в Волгу.

Скансен в Костроме – один из первых деревянных этнографических музеев под открытым небом в России. Начало ему было положено в 1955 году, когда сюда перевезли Спасо-Преображенскую церковь из села Спас-Вёжи.

Со временем количество экспонатов росло.

В Костромской слободе богатая коллекция жилых домов, довольно почтенного возраста, причем располагаются они от более бедных к богатым.

Больше всего впечатлил дом крестьянина-лесопромышленника М.К. Липатова 1857 года постройки.

В каждом доме представлена определенная экспозиция, посвященная какой-либо теме из жизни костромских крестьян.

В доме Липатова, например, выставка посвящена культуре досуга, называется «традиции русского чаепития». В выходные и праздничные дни русский народ красиво наряжался и культурно пил чай из самовара.

Дом Андриана Григорьевича Серова из деревни Мытищи Макарьевского района, 1873 год, построено знатным мастером Емельяном Степановичем Зириновым.

Неплохо жили некоторые крестьяне в 19 веке. Резные ворота.

Дом крестьянина Тарасова из деревни Мухино Вохомского района. Первая половина XIX в.

Изба экспонируется как свадебная: здесь ждут молодых от венца.

В другом углу расписные сундуки с приданым.

Хозяйственные постройки и скотный двор находились под одной крышей с домом, чтобы в студёную зимнюю пору не приходилось выбегать на улицу.

Огородик.

Дом крестьянки Лоховой.

Экспозиция в этом доме посвящена выращиванию и воспитанию детей в крестьянских семьях. Чермуховый шест, на который подвешена люлька, называется оцеп.

Культовых построек поменьше, чем в Кижах или Витославицах, но тоже немало.

Необычная восьмигранная часовня, окруженная галереей – «гульбищем».

Церковь Ильи Пророка из села Верхний Березовец Солигаличского района. 16-19 век.

Часовня с берегов Ветлуги, конец XVIII-начало XIX века. Построена по типу сторожевых башен.

Церковь Всемилостливого Спаса из села Фоминское Костромского района. 1712 год.

К сожалению, ни в одну из церквей не удалось зайти внутрь.

Мельница-шатровка – одно из самых больших сооружений в деревне. Впечатляет.

Рядом с мельницей – вот такие амбары на ножках.

Эта сторона парка находится на некотором удалении от основной экспозиции, народа здесь не было совсем, красота.

Уголок Тридевятого царства.

Ипатьевский монастырь совсем рядом, золоченые купола то и дело проглядывают среди деревянных построек.

Блеск и нищета. Повезло кому-то жить между монастырем и скансеном.

Семенково под Вологдой в смысле расположения проигрывает «Костромской слободе». Рядом шумит оживленная трасса, ведущая в Карелию и Архангельск, сама территория плоская, как блин, почти без деревьев. Нет тут костромского уюта.

Да еще и дорогу забетонировали. Бетон и скансен – несовместимые вещи. Надеюсь, что это временное решение.

Семенково - музей сравнительно молодой, открыт в 1992 году. Территория большая, много всего любопытного.

Сейчас тут 2 культовые постройки, 1 усадьба, 12 домов, 17 хозяйственных построек (амбары, ледники, бани).

Домов много, с виду всё красиво и заманчиво. К сожалению, большинство из них были закрыты, а в тех, что открыты, проходили многочисленные свадьбы. Что делать – не повезло, была суббота, свадьбы тут игрались, как на конвейере. Но места много, смотреть скансен свадьбы не мешали. Гораздо больше мешали шумные активные вологодские дети.

Подробно удалось посмотреть только «Музей масла».

Там же отведали блинов. Блины - объедение, пекут тут же, при вас, обильно поливают жирной вологодской сметанкой. Оооочень вкусно и недорого, всячески рекомендуем.

Интересные такие приметы, висят там же, в блинной.

Многие дома, вероятно, недавно привезены и собраны, бревна еще не успели почернеть, поэтому смахивают на  новодел.

По площади вологодские домики много больше, чем костромские.

У многих светёлок есть балкончики с изящными резными колоннами. Умели на Вологодчине обращаться с деревом.

А ставни какие, а резьба! Глаз радуется.

Георгиевская церковь, кон. XVII в., из деревни Поцкий погост Верховского сельского совета Тарногского района.

Такие деревяхи - моя слабость. Особенно необшитые, шатровые, особенно крытые осиновым лемехом. Хороша!!!

Просто сказочный терем из сказки.

Самый яркий домик в Семенково восстановлен за счет средств из фондов государственного департамента США.

Какие же были большие дома на русских северах!

Всё-таки хорошо, что такие дома выявляют, вывозят, реставрируют и сохраняют. Уже сил нет видеть разрушающиеся дома в умирающих деревнях.