По дороге в Вытегру: трасса, посёлки, наблюдения

[Блогово]

Вслед за небольшим фотопостом о деревушке, в которой я провёл начало августа, настало время подробнее рассказать и о самой поездке в целом. Сегодня мы поговорим о дороге в Вытегорский район Вологодской области из Петербурга и назад, обратим внимание на примечательные места по пути. Я привёз немало наблюдений, ими тоже с удовольствием поделюсь. Поехали!

Из Санкт-Петербурга в Вытегру ходят большие и довольно неплохие автобусы. С петербургской стороны это HyundaiUniverse, с вытегорской – Kia Grandbird (на последнем, помнится, я в прошлом году ездил в Гдов, на берега Чудского озера), который вы видите на следующем фото. 

Проезд до Вытегры в одну сторону стоит сегодня 880 рублей. Время движения – в районе 8-9 часов. Автобусы ходят дважды в сутки, утром и вечером. Ночью ехать не советую, это, по-моему, полнейшее издевательство над организмом, когда и не поспать толком, и прибывает автобус что в Петербург, что в Вытегру в несусветную рань, двигаясь совершенно не по расписанию, а значительно раньше него и прибывая в шестом часу утра. Дневной автобус в этом плане, безусловно, куда комфортнее.

Есть тут, правда, проблема. Дело в том, что на дневной автобус из Вытегры в Петербург билеты купить… нельзя. Совсем. Ну, или это я неумеха, но он и правда напомнил мне о «Летучем Голландце». Дело в том, что в Петербурге билеты на обратный автобус почти не продают, даже на ночной рейс их выдают всего 5 штук, остальные надо покупать непосредственно в Вытегре, причём там они в продажу поступают за те же 15 дней до рейса, как и в Петербурге. Однако, приехав в кассу ранним утром, хотя бы эти 5 билетов на ночной рейс взять всё-таки можно. А на утренний их… правильно! Нет совсем! 

Но это половина беды. На вокзале Вытегры (его фото вы увидите в самом конце этого поста) тоже сообщили, что они продают билеты лишь на ночной автобус, потому как по ночам рейсы выполняет вытегорская пассажирская компания, а на петербургские автобусы там билеты не продают. Однако, загадка…

Как бы там ни было, а обратно пришлось ехать ночью(( Ну, хоть туда доехал нормально, днём, и вгляделся в довольно интересный путь на Вытегру)

А вот фото с обратного (ночного) рейса, сделанное среди ночи в Лодейном поле. На этом автобусе я и ехал назад:

Да, я люблю во время путешествий следить за дорогой, мне кажется, что это не менее интересно и познавательно, чем непосредственное посещение конечного пункта поездки. Тем более, что на маршруте из Санкт-Петербурга в Вытегру есть немало примечательного! По пути из окна автобуса я, к сожалению, не фотографировал, однако мне есть, что рассказать.

Так, маршрут проходит в изрядной своей части по мурманской трассе. Он удивительно живописен: леса и небольшие деревеньки беспрестанно разделяются очень похожими друг на друга, полноводными и очень красивыми северными реками. Кроме Невы, автобус по ходу движения пересекает только в Ленинградской области Волхов, Сясь, Свирь, Оять, Пашу и десятки их притоков, маленьких речушек. В Вологодской области автобус пересекает не самую могучую реку Мегру, а так же внушительный Волго-Балтийский канал в районе Вытегорского озера. Последний расположен уже в черте города Вытегры.

Пейзаж в Ленинградской области очень похож на Вытегорский район области Вологодской, не случайно они соседствуют друг с другом. Кстати, автобус куда дольше следует именно по территории Ленинградской области, потому как от въезда в Вологодскую область до Вытегры остаётся менее 70 километров из четырёх сотен всего маршрута.

Заметил, что во многих населённых пунктах вдоль трассы строятся или восстанавливаются церкви. Не знаю, есть ли в этих наблюдениях какая-то связь, но в Сясьстрое был также замечен автобус с вывеской «Паломническая поездка по монастырям Приладожья».

А в Лодейном поле повсюду были развешены плакаты, повествующие о том, что именно этот город – родина Балтийского флота. Если кто не знает, это и правда так. В целом же город показался довольно симпатичным, ночью его масштаб не чувствуется, потому как набережную Свири практически не видно, да и людей, по понятным причинам, на улицах практически нет. А вот днём Лодейное поле открывает себя целиком – с массой предприятий на набережной, с людными улицами, домами постройки (вроде бы) первых послевоенных лет в центре города, массой играющих во дворах детей. Если Подпорожье тоже производит в целом не худшее впечатление, но значительно сильнее застроено частным сектором, то Лодейное поле является именно городом в собственном современном смысле этого понятия, здесь многоквартирных (или хотя бы малоквартирных) домов подавляющее большинство. Честно говоря, не знаю, чем же конкретно, но Лодейное поле напомнило мне уже не раз посещённый Кингисепп.

Впрочем, главным путевым наблюдением для меня стало посещение нового места, где я ещё никогда не бывал. 

Как уже было сказано, маршрут автобуса пересекает множество рек, но есть одна, которая, извиваясь, течёт параллельно ему. Это река Свирь. И именно в том месте, где эта река берёт свой исток, я и побывал в эту поездку впервые. Речь, как вы уже догадались, идёт о посёлке Вознесенье.

Дело в том, что в Вытегру я ездил уже миллион раз, но на автобусах это обычно бывало ночью, а на машине в Вознесенье, естественно, никто не заезжает, потому как оно находится в стороне от основной трассы. Однако дневной автобус туда заезжает. И я был очень этому рад!

Вознесенье – удивительно живописный посёлок, расположенный на двух берегах Свири, ширина которой в этом месте, по различным источникам, достигает 400 метров! И как же на берегу Свири у паромной переправы красиво! Во время остановки автобуса выбежал из него с телефоном и сделал несколько снимков:

У паромной переправы установлен резной крест и табличка с названием посёлка:

Вид на другой берег реки Свирь, справа виден паром:

Налево Свирь уходит в сторону Ладожского озера:

А вот справа открывается изумительный вид на Онежское озеро. Я довольно давно не был на его берегах, а в детстве бывал на Онеге нередко, потому был очень раз снова её увидеть! Я скучал, очень скучал!

Ну а после Вознесенья мы довольно скоро оказались в Вологодской области. После Ошты в ней ожидаемо началась грунтовая дорога далеко не лучшего качества, но теперь она хотя бы немного выровнена ежедневно проходящими по ней грейдерами. 

Удивление ждало дальше. И именно о нём, как и о других местных впечатлениях, вторая часть этого поста.

++++++++++++++++++++++++++++++

Уже под Вытегрой, в поселке Палтога и его окрестностях, традиционно была просто ужасная дорога. Но не в этот раз, там стали строить широкое асфальтовое покрытие, даже тротуары теперь в этом посёлке покрыты асфальтом! Это была полная и очень приятная неожиданность!

Да, местами дорогу только начинают делать…

… а где-то пока и вовсе никто ничего не делает, как на фото ниже (там вы можете видеть пыль от проехавшего по грунтовке навстречу лесовоза), но, по словам местных, дорога вся будет одета асфальтом, это лишь вопрос времени:

Кстати говоря, в Палтоге тоже восстанавливают красивую церковь. Она стоит на холме возле трассы, соединяющей, кроме прочего, два областных центра – Вологду и Петрозаводск (именно эта трасса через Вознесенье соединяет эти два города, не говоря о Петербурге) и, уверен, будет смотреться очень живописно в подобающем состоянии, а не в руинах, в которых пребывала десятилетия. Если же учесть, что никаких других церквей во всём районе больше нет, то это и с чисто социальной точки зрения важное событие:

Что же до съездов в многочисленные местные деревни, то они в основном выглядят так, как на следующем фото, и это ещё не самый плохой пример. Ну, хоть какие-то глобальные подвижки к ремонту части дорог в тех краях есть – и то уже прогресс, возможно, и до местных второстепенных дорог дело когда-нибудь наконец-то дойдёт.

Кстати, ещё о дорогах. В Вытегорском районе довольно часто встречаются машины с номерами Архангельской области, помимо местных и давно привычных машин из Петербурга и Карелии, раньше я их там в таком количестве не припомню. Возможно, часть местных жителей теперь переезжает и в тот регион, а летом возвращается на малую Родину? 

Удивительно это ещё и по той причине, что главный местный промысел – лесозаготовки – теперь тоже, по словам жителей, заметно снизился, теперь работникам приходится ездить от своих деревень на расстояние чуть ли не в сто километров, ближе всё пригодное для заготовок уже, видимо, вырублено. А архангелогородцы, тем не менее, в области появляются. Парадокс!

++++++++++++++++++++++++++++++

Что же до той деревни, в которой почти декаду провёл я, то с рассказом о ней всё и проще, и сложнее одновременно. Дело в том, что я уже очень подробно описывал (ещё на LiveInternet, в ЖЖ тогда меня ещё не было) жизнь в той деревне, правда, с тех пор прошло уже три года. Мало что, однако, с тех пор поменялось, потому я всех интересующихся отправляю в тот пост, а здесь лишь тезисно укажу, что же, всё-таки, изменилось.

Конечно, там местная картина была представлена эмоционально и довольно безрадостно. Но уж как тогда я это увидел, так и написал. Там, надо сказать, довольно много объективных фактов, а не только моего мнения.

Итак, изменения:

1. За прошедшие годы там, как я и прогнозировал, действительно не стало крупного рогатого скота. В моём детстве его было много, теперь нет, настолько я понимаю, ни одной коровы, имеется на весь посёлок из дойных животных только одна коза.

2. О дорогах я уже сказал, тут лишь можно добавить, что к самому посёлку теперь ведёт и правда довольно устойчивое грунтовое покрытие, да и грейдеры его регулярно выравнивают.

А вот машин в посёлке стало даже меньше, чем было, что и неудивительно: население его быстро сокращается, там и сейчас уже живут всего десятка три человек… 

Зато теперь трижды в неделю ходит (по требованию, надо с таксофона звонить в центральное поселение местного сельсовета – Мегру) маршрутка до райцентра, Вытегры. В одну сторону поездка обходится в 150 рублей. Это не полноценный общественный транспорт, потому как она не ежедневная, да и уходит из Вытегры назад практически сразу же после обеда, на работу так явно не поездишь. Но для минимальных нужд это довольно неплохой, хоть и недешёвый, вариант. Хорошо, что появился хотя бы он. Впрочем, большой популярностью он тоже не пользуется, за всё то время, что я был в посёлке, эта маршрутка ни разу не приезжала – значит, никто её не вызывал, она была не нужна.

3. Помнится, в посте 2012 года я ругал местный магазин… Так вот, теперь всё стало ещё хуже. Теперь там в принципе нет де-факто ничего, всё надо предварительно заказывать, тогда тебе, возможно, что-то и привезут. Просто прийти и докупить что-либо невозможно, этого «чего-либо» просто нет. А до ближайшего села с более-менее нормальными магазинами больше восьми километров…

++++++++++++++++++++++++++++++

Такая вот она, земля Вытегорского района и дорога к ней. Красивая, местами дикая, запущенная, яркая и всюду очень настоящая. Прокатитесь когда-нибудь туда, думаю, вам будет интересно! Да и потом, такие поездки помогают резкой сменой обстановки по-другому посмотреть на свою жизнь и многое переосмыслить, что совсем не плохо, согласитесь!

Ну а вот вам напоследок обещанное фото вытегорского автовокзала, уже в скором времени будет небольшой пост и о самой Вытегре. До встречи!