Вологодская литература в свете последней ахинеи

[Блогово]

Некто Григорий Шувалов публикует записки о вологодской литературе. Сам он уроженец Шексны, уехал лет 12 назад в Москву, в Литинститут, да там и остался насовсем. И вот теперь, набравши полну грудь литинститутского духу, он обозревает мой родной город и его писателей. Что ж он видит в наших пенатах?

«Писательское сообщество расколото» – вздыхает он и отчего-то начинает измерять оное двумя союзами писателей, СРП и СПР. Это славная традиция, потому что так можно писателей аккуратно рассадить рядками и показать, что мол, вот справа кто-то сидит и слева кто-то сидит, а промежду никого. Вроде как «классификация». Соглашусь, долгое время это работало, и даже в Вологде такое было, что человека пишущего меряли по тому, в какой союз он ходит.

Но теперь союз остался один. То, что г-н Шувалов пытается описывать как некое «отделение Союза писателей России» – всего лишь набор фамилий, не представляющих уже давно никакой общности и не ведущих никакой общей деятельности, кроме перепечатывания собственных фамилий в столбик. Конечно, солидно иметь в столбике известные имена вроде Фокиной или Алексеева, но штука в том, что Фокина давно уж ни в чем не участвует, находясь в стороне от литературной жизни (годы, извините), Алексеев в Вологде уж полжизни как не живёт. Причислять же к писателям преподавателя Баракова и журналиста Ехалова – это и совсем как-то неловко, словно бы для числа приписано.

Вторую часть литературы Шувалов описывает опять же как ряд фамилий (каюсь, там и моя), которые у него на слуху, тут же оговариваясь, что «зачастую это профанация литературы». Почему именно «зачастую» не поясняет (почему бы не «время от времени»? или «через одного»?). Я это понял так, что вот берёшь книжку Марковой, листаешь, а там профанация, но как бы не полностью, через строчку. И премии у неё какие-то «зачастую» профанированные. Вы знаете, такими фразочками обычно пишут, когда не знают, о чём говорят, но очень хочется подгадить. Когда у автора вместо знаний какая-то «профанация зачастую».

В качестве иллюстрации профанации, которую учиняют Маркова с Сучковой и Колядина с Чёрным на пару, г-н Шувалов почему-то приводит московскую поэтессу Анну Русс, которая однажды приехала на фестиваль «М-8» и оскандалилась: «мне запомнилось одно видео с одного из таких мероприятий, на котором Анна Русс читает матерные стихи вологодским библиотекарям, бедные женщины – надо было видеть их лица» Занятная у Шувалова классификация. Справа чинно классики сидят, губки поджав, а слева беснуются какие-то графоманы, зачитывая матюги несчастным библиотекаршам.

Плохая новость для Шувалова состоит в том, что его картина существует только у него в голове. В последние пятнадцать лет, прошедших с его последней публикации на Родине, тут многое изменилось. И если никогда не бывал ни на фестивале «М-8», ни на «Плюсовой поэзии», не надо валить их в кучу, как будто никакой разницы меж ними нет. «М-8», по сути, не вологодский, а московский фестиваль, столичная тусовка на выезде, с соответствующими загибами и скандалами. Написать «"Плюсовая поэзия" и "М-8", на которые привозят… всяких штыпелей и айзенбергов» мог только человек, который не понимает, о чем он пишет вообще.

Я пять лет потратил на организацию «Плюсовой поэзии», потом еще пять фестивалей проводили мои коллеги, мы своротили кучу работы, но что узнает читатель из пачкотни Шувалова? Что Анна Русс где-то материлась? Но причём тут моя и другие приличные фамилии, поставленные в один ряд? Причём тут вологодская литературная жизнь, которая сейчас вся вращается вокруг Союза Российских Писателей и его проектов: «Том писателей» Наты Сучковой, литературная резиденция «Дом дяди Гиляя», поэтический салон «Новый Диоген». Почему нужно оставить за скобками всё это и упомянуть «всяких штыпелей и айзенбергов»? Это при том, что Аркадий Штыпель и Михаил Айзенберг были именно на нашем фестивале, а не на «М-8», вели себя прилично и в матерщине замечены не были.

Про отсталость я много говорил в заметке о газете «Вологодский литератор». Поэтому весьма показательно, что этот макулатурный листок недавно напечатал самого г-на Шувалова, чему он по наивности даже, кажется, рад. Там ему самое и место, среди отставных критиков и лириков, проспавших последние 20 лет и не желающих видеть никого, кроме себя и начальства. Только замазав себе оптику их болотной жижей, можно всерьез причислять фольклорный фестиваль «Рубцовская осень» к литературным событиям, ждать от никому не нужной газеты, существующей на подачки бывшего губернатора, какого-то «становления» и т.п.

Помнится, пару лет назад г-н Шувалов уже писал о вологодской литературе, в частности о Лете Югай, которая тогда получила премию «Дебют». Там он мимоходом пытался дать какие-то оценки вологодской литературе, но выходило всё уж больно смехотворно: «смесь поэтики Фокиной и Бродского» (это о Сучковой и Марковой, об обеих). Видимо, на занятиях в Лите Шувалов читал одного Юрия Кузнецова, у которого и учился. Кстати, там же он выдал себя с головой, написав, что «на поэтические вечера современных поэтов в Вологде теперь ходят только маргиналы». Видимо, он долго тужился, подыскивая нужное слово для описания тех, кого ни разу не видел.

Под конец хотел бы подчеркнуть, что у меня и в мыслях нет переубеждать г-на Шувалова. Если он хочет, может и дальше пребывать в невежестве, хоть до конца своих дней. Хочется, чтоб читатели, ищущие материалы о вологодской литературе, не воспринимали его напыщенную ахинею всерьез. Надо бы давно создать большой ресурс, посвящённый писателям-вологжанам с кучей ссылок и материалов. Пока могу вам предложить только подборку того, чем стоит воспользоваться, что стоит почитать и посмотреть:

 

Привет Шувалову от «маргиналов»!