Светить – и никаких гвоздей! Вот лозунг мой – и … ФЗ № 131

[Блогово]
В вологодских СМИ появилась очередная страшилка из серии "Поможите, люди добрые, нищему бюджету". Освещение дворовых территорий за бюджетный счет сочтено нецелевым расходованием бюджетных средств, и городские власти в ближайшее время готовятся отключить дворовые территории от электроэнергии,  если сами жильцы откажутся  платить за свет в своих дворах ( http://newsvo.ru/press/90264 ).

Давайте попробуем разобраться, правомерны ли подобные действия городской администрации?

Итак, все оппоненты ссылаются на Федеральный Закон  № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в котором говорится, что «к вопросам местного значения городского поселения относится организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц)».

Вот и в Письме Федеральной службы по тарифам РФ от 25.10.2010  N  Н5-8575/5  "О расходах на содержание объектов наружного освещения" отмечено,  что «расходы на содержание и эксплуатацию объектов наружного освещения (оплата электроэнергии, израсходованной на наружное освещение, амортизация объектов наружного освещения, оплата труда работников, занятых обслуживанием сетей наружного освещения, и т.п.) должны возмещаться за счет средств, предусмотренных на эти цели в бюджете соответствующего уровня, вне зависимости от того, на чьем балансе находятся объекты уличного освещения».
 
Запомним два момента:
1. объекты уличного и наружного освещения – суть одно и то же,
2. объекты уличного, или наружного, освещения оплачивает бюджет независимо от их принадлежности.
Администрация города соглашается с тем, что обязана оплачивать освещение улиц, а также парков, скверов, бульваров. А вот «дворовая территория», а точнее, земельный участок  с расположенными на нем  объектами благоустройства многоквартирного дома относится к общему имуществу собственников  и  улицей не является. Следовательно, по мнению чиновников, оплата из бюджета на эти цели не предусмотрена. Дворовое освещение - это забота собственников жилья. Пользуетесь светильниками и столбами? Платите за их обслуживание и за электроэнергию.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (ред. от 26.03.2014) "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме» в состав общего имущества включается «внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.

Внешней границей сетей…, входящих в состав общего имущества…, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом».

Заметьте, нигде не сказано, что фонари во дворах домов относятся к общедомовому имуществу. Опоры наружного освещения - это элемент городских электрических сетей, городской инфраструктуры. Мы же не относим к общедомовому имуществу водопроводные сети и колодцы, даже если они находятся на придомовой территории.

Кстати, по мнению некоторых юристов, собственники помещений имеют право брать арендную плату за опоры освещения, находящиеся на их территории, за пользование их землей. Как предложил один из собственников – «давайте установим сервитут (право ограниченного пользования чужим имуществом), причем за плату, рублей эдак в 1000 за один день и одну опору электропередачи? сладко будет электросетевой организации, чьи провода держит эта опора, а провода-то обслуживают не только этот дом».

Вообще, деление наружного освещения на дворовое и уличное, на мой взгляд, надуманно. В законодательстве есть понятие только наружного, или уличного, освещения, которое относится к объектам благоустройства и является заботой города. И если сети наружного освещения не принадлежат городу, то они являются бесхозными, брошенными сетями. А таким имуществом по закону опять же обязан заниматься муниципалитет.

Итак, администрация считает, что в 131 ФЗ и в Письме ФСТ речь идет об уличном освещении в противоположность дворовому освещению. Дальнейшая логика понятна - если фонари расположены во дворах, то и внутридворовое освещение должны оплачивать собственники, а если не во дворах (то есть, на улице) – бюджет. Эта же норма закреплена и в п.4.14.4 Правил благоустройства г.Вологды ("освещение территорий, на которых расположены здания, сооружения и объекты благоустройства, обеспечивается собственниками зданий (помещений в них), сооружений и объектов благоустройства или уполномоченными ими лицами"). 

Действительно, двор – не улица, с этим, конечно, соглашусь. Только  кто сказал, что «улица» должна обязательно противопоставляться «двору»? Где в Законе сказано, что муниципалитет не может оплачивать внутридворовое освещение?  И какой смысл в таком случае вкладывается в понятие  «улица»?

Думаю, что в Законе заложено иное понимание обсуждаемой проблемы. Уличное освещение должно противопоставляться не внутридворовому, а внутридомовому освещению. В самом деле, не зря слова «уличное» и «наружное» освещение являются в данных нормативных документах синонимами. Не может наружное освещение противопоставляться дворовому.  А вот внутридомовому – вполне. Под «улицей» же по смыслу понимается пространство, место вне жилых помещений, под открытым небом. 

В этом случае всё встает на свои места. Уличное, оно же наружное, освещение оплачивается муниципалитетом, а внутридомовое, в том числе и освещение наружными светильниками, находящимися на фасадах зданий и включенными в состав общедомового имущества - собственниками помещений. Можно, конечно, ещё порассуждать, что улица – это территория, предназначенная для движения транспорта и пешеходов,  а двор - отгороженный от улицы участок земли с надворными постройками при отдельном доме. И, соответственно, ОТГОРОЖЕННЫЙ двор действительно должен освещаться из средств собственников, а всё остальное уличное освещение – из бюджета. 

Но мне кажется, что и вышесказанного вполне достаточно, чтобы оспорить в судебном порядке возможное решение администрации об отключении внутридворового освещения там, где собственники не захотят взять на себя ничем необоснованные расходы. Ведь даже если опоры линий электропередач и светильники находятся на земельном участке, на котором расположен многоквартирный дом, и в отношении этого участка проведён государственный кадастровый учёт - благоустройство и освещение населённых пунктов  остается  расходным обязательством местного бюджета.