Вы сердцем Родину прикрыли, вы отстояли Ленинград

[Блогово]

Вместо эпиграфа. "Бороться и искать, найти и не сдаваться". Прошлой осенью во время нашего первого романтического (кхе-кхе) путешествия в славный Питер бОльшую часть времени мы занимались поиском военного мемориала. В интернете и "ногами" мы искали всего одну фамилию на гранитных плитах. (конец эпиграфа).

Посмотрели мы расписание электричек - следующая совсем скоро, и решили ехать. Снова купили букет красных гвоздик на Финляндском вокзале, дружно поторапливая продавщицу цветов. Носились по перрону, пугая прохожих и пассажиров: «Где здесь выход на платформу?» и буквально за пару минут до отправления все-таки заскочили в электричку «Санкт-Петербург – Лебяжье».

Куда она? А бог его знает. Внутри почти все места заняты, теснота, духота, не смотря на осень. Через полчаса в вагоне почти никого не осталось. А спустя полтора часа гадина такая  нас выплюнула и со спокойной душой удалилась, оставив одних на перроне. Уф, вспомнили, что еще в Петербурге мы забили в яндекс-навигатор  координаты деревни Борки, в которой мемориал…но…стоим мы одни на перроне, кругом глухой лес, никого нет и  связи  нет….Куда идти? Где Борки? Обратная электричка через несколько часов, а у нас даже воды с собой нет. Я, осматривая тишь-глушь, говорю: «Жень, похоже я очень сильно тебя люблю…»

Еще весной Женя рассказал мне, что ищет по разным уголкам сети информацию о своем прадеде – летчике. Петр Гаврилович Шишатский родился в 1918 году, как и Женя, в Сталинграде. Окончил Ейскую военно-морскую летную школу после 10-летки в 1940 году, а потом защищал небо блокадного Ленинграда. 

      

 

Поиски в сети осложнялись тем, что есть несколько летчиков с такой фамилией, плюс, часто фамилию деда писали неправильно - то Шишатский, то Шишацкий. Каждый раз приходилось закапываться в источники, чтобы сверить год и место рождения, место службы и т.д. Знаю, сколько времени Женя рыл сайты и следовал за ссылками, завидую его упорству. Трофеем одной из первых "побед" в борьбе с интернетом стала вот эта карточка.

А потом оказалось, что интернет знает очень много.

Совершил Петр Шишатский 363 боевых вылета, из них 30 на штурмовку (честно, не знаю, что это), участвовал в 46 воздушных боях, сбил в группе 7 самолетов противника. Награжден орденом Ленина и орденом Красной звезды.

Сохранились даже воспоминания его однополчанина - Героя Советсткого Союза Василия Голубева.

"Вспоминается ещё один эпизод, произошедший в 1942 году. В один из дней, вслед за командиром звена Младшим лейтенантом Шишацким стал взлетать с аэродрома его ведомый сержант Горгуль. В тот момент, когда он ещё не успел убрать шасси, на него навалились 2 Ме-109. Благодаря высокой бдительности Шишацкий вовремя заметил атаку противника и прямо с первого разворота устремился навстречу атакующим. Это спасло Горгуля от верной гибели.

В течение 15 минут над аэродромом шёл воздушный бой. Неожиданно у Шишацкого заклинило пулемёты. Но лётчик не растерялся и продолжал маневрировать, отвлекая на себя внимание врагов. Видя безуспешность своих атак против ведущего, "Мессеры" снова стали наседать на Горгуля с двух сторон одновременно - снизу и сверху. Шишацкий резко снизился, его примеру последовал и Горгуль. Этим маневром наши лётчики лишили противника возможности атаковать их снизу. Бой прекратили взлетевшие с аэродрома и прибывшие на помощь самолёты с ледовой трассы. Противнику ничего не оставалось делать, как ретироваться, не добившись цели."

В сети есть даже фотография его самолета. Очень смешная, как будто и не фото, а рисунок. А может, так и есть.
Вася Захаров - летчик 13-го ИАП. В память о нем летчики на борту одного из самолетов сделали надпись.
Описанию вылетов, воздушных боев эскадрильи Петра Шишацкого посвящено несколько страниц книги «Гвардейцы Балтики крылатой». Ее текст тоже нашелся в сети.

Есть там и про последний, не крайний, как говорят летчики, а последний вылет гвардии старшего лейтенанта, зама командира авиационной эскадрильи.

 

30.03.1942

07:05-07:55. Шесть И-16 из 4-го гиап вылетали на разведку. В районе д. Вериговщины - д. Новинка самолеты обстреляны ЗА и автоматами. Ведущий группы ст. лейтенант Шишацкий сбит. Самолет упал в лес в одном км северо-восточнее д. Вериговщины. Летчик погиб.

Погиб в бою, молодой (24 года), красивый летчик. Нет жены, нет детей, «самолет упал», «летчик погиб». Запросы матери, сестры всегда оставались без ответа. Много лет родные искали героя безрезультатно. Был только слух-не слух, что где-то там под Питером, на плите одного из военных мемориалов высечена его фамилия. За все эти 70 с лишним лет никто из семьи мемориала не видел и где он точно не знает. Бабушка показала Жене газету, в которой кто-то утверждал, что участвовал в съемках фильма в Кронштадте и видел фамилию «Шишатский» на городском кладбище на братской могиле. 

Мы узнали как доехать, купили цветы, закутались в шарфы и поехали. Когда водитель маршрутки нас высадил прямо на дороге у отбойника и уехал, а через пару секунд из-за поворота вынеслась огромная фура на бешенной скорости, подумали, правильно ли он нас понял? До кладбища мы хотели добраться, а не попасть туда.  Мгновения, за которые мы перепрыгнули-перелезли (ну ладно, я перелезла) через отбойник, я не помню. Помню, что потом долго-долго брели вдоль дороги. Километра 3 пришлось идти только до кладбища. Там тетенька-смотрительница подсказала, что мемориалов несколько, показала карту и мы кругами. Пошли.

Всё посмотрели: и мемориал погибшим на подводной лодке, и крематорий новый, и совсем старые могилы, но ухоженные, даже не верилось, кто-то приходит к ним? Находились, ноги в хлам и вдруг стелла перед нам с якорем настоящим, а за ней дорога и всё. Пустота.

Ворованое фото, у меня сил не было фотографировать.

В начале войны в Кронштадте жило около 40 000, эвакуировались, осталось 13 000. тем не менее, к 20 июля 1942 умерло 5146 человек. По разным данным вот прямо тут, в этом месте, слово-то какое «братская могила» - вроде лежат вместе как братья, а нас самом деле просто сваливали людей туда, в яму, в кучу….от 500 до 5000 человек под этим памятником…Конечно, никаких фамилий нет. Это всё мне гугл рассказал прямо там. Оставили цветы.

Загрустил милый. Сидели мы у этой братской могилы молча, ног нет, Женя как туча. Успокаивала, мол, Борки еще есть, не потеряна надежда. Говорю и сама не верю и он не верит. Ну все-таки 70 лет прошло. Говорит, что Борки – бред и про себя как будто: «прости, прости». Здесь и меня тоска взяла. Так обидно стало, ну неужели все зря? Неужели не найдем мы ничего? Зря Женя рыл и списывался с администраторами сайтов? Это ведь всё энтузиасты создают, поэтому наверное и ответы ему приходили. Не может быть, чтобы вот так всё закончилось.
 

18.02.1941 Из донесения гв. мл. лейтенанта Шишацкого: «...Мы шли от солнца. Я делал отвороты вместе с ведомым, поэтому приотстал метров на 400, затем добавил газ и шел по прямой, чтобы нагнать Бадаева Увидел слева, со стороны солнца два Ме-109 метрах в 400 от нашего хвоста. Резко развернулся влево на них, по второму Ме-109 открыл огонь, затем довернулся им в хвост. Самолеты противника оказались выше насметров на 400-500справа. Ведущая пара продолжала идти прежним курсом, и самолеты противника пошли на нее в атаку. Байдраков резко развернулся на самолеты противника в лоб, ведомый Ме-109 горкой ушел вверх. Бадаев продолжал идти тем же курсом. Ведущий Ме-109, разойдясь с И-16 на встречных курсах, приблизился метров на 50 и открыл огонь из пушек по самолету Бадаева, который резко полез вверх и влево. Ме-109 ушел горкой вверх. Бадаев сделал управляемый переворот, вышел из пике с высоты примерно 1000м и стал скользить влево с дымом. Ме-109 ходили выше нас левым кругом. Мы сделали «карусель» из[78 ]  трех самолетов, но затем перешли на правый круг. Самолеты противника ушли на солнце, и больше я их не видел. Снизился до 500-700м и ходил от д. Лаврово до д. Кобона, ища в лесу самолет Бадаева, но так и не обнаружил. Парашютиста не видел, как и очага пожара».

И вот в поисках Борков приезжаем мы на станцию "Чайка" маршрута "Санкт-Петербург - Лебяжье", где нет связи, ничего нет и никого. Только мы с гвоздиками и надеждой плетемся к дороге.
 
А дальше, вот бывает такое, когда ты не веришь сначала в происходящее, а потом понимаешь, что это все не сказка, а реальность. Просто какие-то чудеса стали твориться.

Из леса вышла тетенька на дорогу. Мы так напугали ее, бросившись с криками и вопросами. Она даже бежать хотела, а потом расслышала слово "мемориал" и разглядела цветы. Вспоминаю, как изменилось тогда ее лицо и улыбаюсь. И она улыбнулась, закивала и принялась объяснять, как нам добраться до Борков. Посетовала, что молодые люди - редкость там и проводила нас глазами. А потом мы вышли на нее. Эту волшебную дорогу из желтого кирпича серого камня. И совсем уже поверили, что найдем. 

 

 
Километра полтора по этой красоте - сказка. Немного заплутали и вышли к войсковой части. Милый сначала о чем-то поговорил с охранником (который на входе в часть стоит), а потом матерился долго. Говорил, неправильно это - у них мемориал в нескольких стах метров, а солдат даже не знает, где. Хотя, по какой-то там солдатсткой традиции они должны этот мемориал чуть не каждый день прибирать. Но мы и без подсказок вышли к нему.
Вернее, сначала к ней.
А уже потом к нему.
Мы знали, что Женина бабушка уже наверное никогда не побывает здесь, поэтому решили снимать видео. Она стала его первым зрителем.
 
 
Не могу, нет слов у меня описать это чувство, когда прямо посреди леса вдруг такая громада. Тишина лесная, запах сосен и вдруг сотни и сотни фамилий, огромные списки героев, которые мертвы. Это у меня. Что там внутри у Жени творилось, не знаю. Я ушла, чтобы не мешать ему.
Крылатых балтийцев незримый строй
Имена перечти скорбя.
Был каждый из них как ты молодой
И отдал жизнь за тебя
 
В годы войны здесь, в Борках находился военный аэродром. Поэтому весь мемориал посвящен летчикам. Единственное исключение - памятник жителям деревни Борки. Сегодня в Борках совсем не осталось старых домов, зато много дачников.

Я не знаю, что принято делать в таких случаях, когда ты приходишь на мемориал к своему деду-герою. Не думаю, что тут есть какие-то традиции. Женя снял ленточку, которую всегда носит с собой и поменял на ту, что повязана напротив фамилии деда. Всё молча. 
 

Мы прибрали, что могли, на сколько хватило наших сил и влажных салфеток. До электрички еще уйма времени, довольные и в конец обнаглевшие просто зашли в первый попавшийся двор и поросили чаю. Женя долго упирался, а я очень хотела есть. "Это Питер, детка", повторяла я и тащила его к людям. Нас встретила тетенька - петербурженка (а вы знаете, что такое эти петербурженки), усадила на веранде с чашками и конфетами. Рассказывала, что гости на этом мемориале - редкость, а потом ушла встречать друга, ехавшего к ней из соседней деревни. А мы сидели, грели руки о горячий чай и наблюдали за маленькими котятами. 

 

 

...7 Декабря полк провёл 2 примечательных боя. В одном отличились лётчики Шишацкий и Дмитриев, схватившиеся с 8 самолётами Ме-109, штурмовавшими наш автотранспорт, в другом - Петров и Бакиров - с 6 Ме-109. В обоих случаях опытность и инициатива лётчиков не позволили противнику нанести удар по ледовой трассе, избежав потерь.

Когда мы уже вернулись домой, милый нашел информацию о том, где находится могила героя. Оказалось, он похоронен, не сгорел и могила есть! Могила, о которой никто из его родственников не знал и на которой никогда не был. Пока не был...