В зеркале детского сада

[Блогово]

Экспозиция.

Границу между городом Вологдой и Вологодским районом в этом месте я, как всегда, преодолел с опаской, бдительно поглядывая по сторонам. Не от вспышки мании преследования, а от того, что узкий мост, идущий от Лукъяново(еще Вологда) в Кувшиново (уже Вологодский район)  один и для  автотранспорта, и для пешеходов. Сшибить, может, и не сшибут, а забрызгать могут запросто.

От берега реки Вологды - прямо, по улице Сосновой ровно 400 метров, и я у калитки детского сада.

Калитка гостеприимно распахнута – заходи, кто хочешь...

Я бы не писал об этих мелких конфликтах, случившихся в детсаду поселка Кувшиново,  но в этом частном случае как всферическом зеркале,  видно множество проблем.

Кухонный скандал

Как  почти все наши скандалы, он назревал постепенно, набухая из нескольких источников. В детсаду повара Ирина Лагутова и Анна Тихомирова  начали работать в сентябре 2013 года. Тогда нужно было кормить 40-45 детишек и 15 взрослых. (Персонал детсада) Два повара – это был весь персонал  пищеблока. Чистка и нарезка овощей, мытье посуды и полов - все это делали повара, никаких кухонных рабочих не было. Не было и многого необходимого для работы, и потому повара покупали ножи, терки, спецодежду, моющие и чистящие средства.   

Но – не все купили. В начале 2014 года проверка Роспотребнадзора  выявила, что не работает вытяжка, не в чем обрабатывать посуду и яйца. Кто должен был устранять нарушения? Повара, оплачивая из своей невеликой зарплаты?:

Между тем, детей в саду стало больше, до 90 детишек, да 15 человек персонала. В общем, работы у поваров при той же зарплате стало больше, а на просьбу о кухонном рабочем заведующая сказала, что на полставки ей не найти работника.  И эти полставки делились между двумя поварами, отчего зарплата каждого на одну ставку с четвертью (1,25) составляла вместе с надбавками за неблагоприятные условия труда, интенсивность, замещение и районный коэффициент  аж почти 10 тысяч рублей!

Передо мной – зарплатный квиток повара за сентябрь 2014 года   - за 22 рабочих дня, 158 часов на ставку с четвертью,«грязными» - 9 тыс. 311 рублей, а поскольку в нашей державе даже с таких доходов берут подоходный, то «чистыми» -   8 тыс. 456 рублей. Аж  385 рублей за день тяжелого труда. Или 53 р.50 коп в час, или примерно один евро в то время. За месяц, соответственно, 158 евро. Для сравнения - в Германии нижняя планка зарплаты повара 1600 евро.

В конце 2014 года случилась еще проверка, которая выявила 20 нарушений, и выписала штрафов на 13 тысяч рублей. И тут, как уверяют повара, директор детсада произнесла бессмертную фразу министра финансов Лифшица - Делиться надо! Нет, она не предложила сложить в один котел зарплату нянечек, воспитателей, поваров и свою, а потом уже разделить поровну. Нет, она предложила ответственность  за косяки разделить поровну, согласно простейшей арифметике. 13 тысяч рублей разделить на 20 нарушений - 650 рублей за одно нарушение. На кухню было 6 нареканий - 650 умножить на 6...

В общем, с  пищеблока приходится  3 тыщи 900 рублей. Но зловредные повара потребовали, во-первых, письменный приказ о разделении штрафов, а во-вторых, выдать квитанции. Директор же, по их словам, выдвинула другой вариант – повара денежки наликом отдают ей, а уж она рассчитается с державой до копеечки.

Поскольку повара не согласились, то им сделали намек, причем в письменной форме - Уведомление об изменениисущественных условий труда - дескать, у нас тут   проходят штатно-организационные мероприятия, и будет у вас не ставка с четвертью, а только одна ставка, а ежели вы не согласитесь, то в соотвествие с ч.   4 ст. 73 ТК РФ уволим вас к едрене фене по  п. 7 ст. 77 ТК РФ

7) отказ работника от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора

Правда,   указанная   в Уведомлении  ч. 4 ст. 73 ТК РФ касается трудового договора с РУКОДИТЕЛЯМИ организаций (филиалов, представительств или иных обособленных структурных подразделений), их заместителями и главными бухгалтерами при их отказе от перевода либо отсутствии у работодателя соответствующей работы. На мой взгляд, несколько странно эту статью прилеплять к «руководителям» кастрюль, баков, разделочных досок и ножей.

То есть – при увеличении объёма работы в два раза, зарплата снижается на четверть? А тут еще и покупательная способность рубля посыпалась... Соглашаться на уменьшение и так невеликой зарплаты как-то странно, а при отказе получишь увольнение  по странной статье. В общем, Анна и Ирина поняли намек правильно, и написали заявление на увольнение по собственному желанию. А еще заявление в региональное отделение Комиссии по борьбе с коррупцией, на мое имя.

Вот так я и оказался у распахнутой калитки детсада, беспрепятственно вошел, никем не замеченный, и тут же оказался у раздаточного окна пищеблока, и сделал несколько снимков.

Особо подчеркиваю – фотографировал через раскрытое окно раздатки, то есть я на кухню не заходил и санитарный катехизис никоим образом не нарушил. 

Это здесь несколько раз в день готовят еду на сотню человек? Да, господа, бедненько...

Практически вся моя жизнь косвенно связана с общепитом - тетка была шеф-поваром в столовой на Волгоградском тракторном, мать – поваром и официантом.  Так что  как  выглядит  большая кухня, и как пищеблок, в котором кормят  20 человек, я знаю.  Кухня - это такое же производство, как любое другое. И если в слесарной мастерской всех инструментов - ржавый молоток да выщербленный напильник, то кто виноват в том, что продукцию нельзя выставить на ВДНХ?  То есть – сначала  верстак, полный набор   добротных инструментов и приспособлений, а потом – спрашивать качество продукции.

Поговорить с воспитателями и нянечками, а так же с неизвестной мне женщиной, которая в это время управлялась в пищеблоке, мне не удалось, поскольку  тут же привели директора, а та решительно пригласила меня в свой кабинет.

Ну, что ж, нужна ведь позиция другой стороны, правда?

Я официально представился, вручил визитку,  где обозначены и Комиссия по борьбе с коррупцией, и Агентство  журналистских расследований «Белоризец». После этого и попросил директора, Нину Александровну Савченко, объяснить эту ситуацию со штрафами - дескать, повара уверяют, что вы хотели сумму штрафов разделить на всех. (Воспроизвожу диалог по диктофонной записи.)

- Я, однако, ничего никому не разделила.

- Было решение какое то?

- Никакого решения не было. Были только слова - Это ваши ошибки, и вы будете за них платить. Все. На этом все закончилось.

А я пошла и заплатила эти десять тысяч, они мне и копейки не дали этих штрафов. Тем не менее, штраф наложили только из-за пищеблока. У них нашли стафиллокок в салате... (следует перечисление)    И я сказала – не буду платить. Просто вот вырвалось у меня - это ваши ошибки, и вы будете за них платить. Тем не менее, я ничего с них не взяла, и ничего они мне не платили.

- Интересная ситуация.

- Вот она такая... внутренняя. Никак не...  не надо ее вытаскивать отсюда.

- Почему?

- Не надо ее отсюда вытаскивать, и ничего такого не случилось, ничего противозаконного я не сделала. Я что, неправильно сказала, что из-за вас штраф?  Это штраф – их, я из-за них его получила. Я поэтому им так сказала, на этом все и закончилось.

Они и заявление написали. Вы что, думаете, я их так просто уволила? Они сами написали, заявление по собственному желанию. Ради Бога! Это их желание было.

Так они меня подставили-то как! У меня ни одного работника на время проверки Роспотребнадзора не было! Ни одного!"

(Замечу - а садик все время функционировал, детей кормили...Кто в это время  готовил обеды и полдники для детей? Привидения? А были у этих привидений санитарные книжки?)

Я поговорил  с Ниной Александровной еще об одном происшествии (с прогулки ушли двое детей, о чем будет следующий пост - «Заборный скандал»), после чего отключил диктофон и сказал о том своей собеседнице. Известие, что она не просто делала ля-ля-ля языком,    сидя за своим рабочим столом, перед человеком, который ей официально представился и совершенно открыто держал в руке диктофон, который  ее речь фиксировал, привело г-жу Савченко в крайнее возбуждение. Ей вдруг захотелось повернуть время обратно (запись длилась меньше 6 минут),  или, на крайняк, стереть запись с цифрового диктофона.

Ну, спина у меня широкая, руки – длинные, в общем, ей было нипочем не достать диктофон. На том я и оставил ее в ее кабинете.  

Кстати, если г-жа Савченко начнет уверять, что я вовсе не был в ее кабинете, у меня есть и короткая видеозапись. Так, на всякий случай...

А ежели кто опять мне начнет указывать, что журналист должен обвязываться колокольчиками, скакать на одной ножке, перед тем, как включить диктофон... Я отвечу, что есть еще и техника безопасности журналиста, когда видео и аудизапись служит защитой от обвинения. Дескать, вломился в кабинет пьяный, что я голым скакал, а отец, говорил, у  меня генерал...

Я стоял у по прежнему раскрытой калитки, невдалеке  был виден мост, отделяющий город Вологду от Кувшиново.  И на этом небольшом расстоянии - несколько свежепостроенных многоэтажных домов. После того, как проблема переездов кардинально была решена запуском путепровода, из объявлений исчезла сакраментальная   фраза – Лукьяново не предлагать! 

Кувшиново по факту стало очень привлекательным   районом города Вологды, формально оставаясь в Вологодском районе. По прямой от центра города - 5 километров, по дороге – около 8. Жители города становятся жителями Кувшиново, по-прежнему работая в городе и там же платят налоги. А в Кувшиново градообразующее предприятие - психиатрическая больница. Не гигант индустрии, чего там...  

А новоявленные жители Кувшиново, молодые и активные горожане, имеют право теперь на место в детском саду, а отсюда... Старые кроватки разваливаются, не   хватает постельного белья, тюфяков и подушек, полотенец, посуды... Родители одеяла покупают сами. А директор детсада – прежний, и финансирование из РАЙОННОГО бюджета отнюдь не увеличилось...

Но об этом – в следующем посте "Заборный скандал".