Опять снос!

[Блогово]
Ну прямо, как в басне: «А Васька слушает, да ест…». Никакие призывы в Интернете, письменные обращения в Комитет по охране объектов культурного наследия не подействовали - дом на Челюскинцев, 15 продолжают разрушать. В ближайшее время, судя по всему, в этом деле будет поставлена жирная точка и Вологда окончательно лишится еще одного памятника деревянного зодчества. Под впечатлением происходящего автор, с которым наше издательство сотрудничает много лет, А.И.Сазонов написал эссе «Будем сносить!»:

В уютном уголке старой Вологды напротив Власьевской церкви с конца XIX века стояло резное чудо. Через сто лет его начали было реставрировать (проектная документация была разработана в 1987 году), но главную ценность - декор – не восстановили. Сейчас, в марте 2015 года, его сносят, вместо того, чтобы восстановить резьбу и дать возможность вологжанам и гостям города еще сто лет любоваться и гордиться мастерством наших предков. И это вызывает возмущение многих жителей города.

Давайте взглянем на эту, ставшую типичной для Вологды постсоветского времени, ситуацию глазами властей и застройщиков. Люди полагают отклонением от нормы, если другие думают и действуют иначе. Одни страдают от утраты старых домов, старых друзей, от изменения родных мест или необходимости их покинуть, другие считают ностальгию болезнью.
Цель защитников старой Вологды – я ее разделяю - максимально сохранить овеществленную в архитектуре нашу историю, историческое «деревянное лицо» города. Цель бизнеса – как я ее понимаю – максимально использовать старый центр для застройки дорогим жильем и коммерческими «билдингами», приносящими гарантированную прибыль. Для реализации цели центр нужно «зачистить» от старых построек, желательно без нарушения закона.
Сделать это можно разными путями. Первый – не мешать естественному старению деревянного фонда. Эта задача успешно решалась еще в советское время, когда в Вологде бала сосредоточена львиная доля аварийного фонда области. А в наше время, когда реализуются программы расселения из ветхого и аварийного жилья, вместе с бараками советского периода под зачистку попадают и добротные - когда-то - памятники деревянного зодчества и их окружение, которые по закону сносить нельзя. Поэтому, кстати, власти и бизнес и не заинтересованы в выявлении новых объектов культурного наследия (ОКН), ведь их содержание – лишняя «головная боль», сносят понемногу и их и средовые дома.
Что делать, когда нельзя, но очень хочется, применительно к этой задаче? Есть, по крайней мере, три способа: перестроить, сгноить или сжечь. Характерный пример - дом №15 по улице Челюскинцев на перекрестке с улицей и Кирова, с которого я начал. В 1995-м году он был включен Указом Президента в число федеральных ОКН. После «недореставрации» дом утерял весь свой шарм, но Указа Президента об исключении дома из числа ОКН нет! Дальше все пошло уже почти по инерции. Застройщик в 2015 году получил разрешение на новое строительство от администрации города (информации о согласовании этого разрешения с областным департаментом культуры у меня нет) и стал добросовестным приобретателем земельного участка.
Ответственного городского чиновника я спросил о судьбе одного из расположенных неподалеку федеральных памятников деревянного зодчества, имеющего и градостроительную и архитектурно-историческую ценность, сейчас расселенного. Получил мгновенный ответ: «Будем сносить!» Что это: оговорка (не понял, о каком доме спрашиваю?), или правда или заветное желание - по Фрейду – вырвалось – покажет время. Не исключаю, что в одну из ночей этот дом вдруг случайно загорится в нескольких местах. Для достижения поставленной цели все средства хороши.
Читающие это строки вологжане могут сказать, что никаких «америк» я им не открыл, все это им известно. А раз известно, то не удивляйтесь, земляки, дальнейшему логическому развитию событий. В ближайшие годы мы, к сожалению, будем свидетелями исчезновения ряда не только деревянных, но уже и каменных зданий в центральной части города, заменой их новоделами или застройкой совершенно другими по духу зданиями. Останутся только церкви, старые каменные дома, используемые в настоящее время под учреждения и торговлю; из деревянного наследия будут сохраняться в более или менее аутентичном состоянии только те, которые были отреставрированы ранее (впрочем, если за ними не ухаживать, то и они долго не протянут). И чем тогда Вологда сможет привлечь туристов? Искусственно создаваемыми «туристическими кластерами» с непредставляющими ни для кого интереса новоделами в стиля «аля рюс»? Дай бог мне ошибиться!
Пишу сухим чиновничьим стилем: все эмоции давно выплеснуты в публицистических главках моих книг. Когда писал, то, по наивности, надеялся, что что-то изменится после моих слов, сейчас пелена с глаз упала окончательно.
История в Вологде «закончила течение свое». Что делать – «смириться пред ударами судьбы иль стоит оказать сопротивленье?» - решать каждому. Я все, что мог, сказал и буду и дальше, как экскурсовод, пытаться влюблять в Вологду приезжих, пока городские реалии не войдут в антагонистическое противоречие с моим рассказом; кто-то будет дальше продолжать бодаться с Системой.
Грустно стало жить в когда-то родном городе, господа!
А.И.Сазонов, экскурсовод, автор книг о Вологде.
25.03.2015
 
 
Балкон дома в Вологде на ул. Челюскинцев, 15 в 1980-е годы (до реставрации)
 
 
Разрушение дома на Челюскинцев, 15 - объекта культурного наследия федерального значения. Фото сделано 27 марта 2015 года
 
 
Разрушение дома на Челюскинцев, 15 - объекта культурного наследия федерального значения. Фото сделано 27 марта 2015 года
 
 P.S  От редакции: пост был написан 27 марта. Сейчас дом уже снесен.