Не долго музыка играла ...

[Блогово]


В Вологде продолжают уничтожать деревянные дома. Этот на Предтеченской, 44 (в самом центре) был признан якобы аварийным. По словам местного жителя им специально вырубали свет и прочее, и через суд добились нужного решения, чтобы выписать их... 

Сносят дореволюционный дом Александра Александровича Семёнова-Девяткова, (2 половина XIX в.) в 1961 году. Ул.Менжинского (Предтеченская) 44:

Характерный для Вологды дом второй половины XIX века, современный вид приобрел после двух реконструкций-ремонтов. Конструкция постройки – венчатая, с перевязкой «в обло» на 1 этаже – наиболее старая часть дома; с перевязкой «в лапу» на 2 этаже – надстроено в 1939 году.. В плане дом прямоугольный, с лестничными клетками, пристроенными к боковому и заднему фасадам в 60-е годы. Ещё в 1961 году 1 этаж был украшен угловыми пилястрами, пышными наличниками окон, в которых сочеталась пропильная и объемная резьба, на главном фасаде – декоративный аттик с арочным чердачным окном.Градостроительное значение: здание является важным элементом, формирующим фронт улицы в исторической среде города. Особое же значение он имеет как элемент ансамбля улицы Предтеченской, по масштабу и членениям прекрасно сочетающийся с соседними домами и составляющий неотъемлемую часть общего облика улицы.

Это сносят дом из списка по сносу исторической застройки Вологды. В 2013 году ходили с представителями администрации города (от Союза архитеторов было двое и двое от "Настоящей Вологды") смотрели дома, нам обещали эти в центре сохранить. Даже были представители проектировщиков для будущих проектов ремонта.

На Предтеченской улице это уже второй. Улица Предтеченская №73 (Уже снесен):
Пример раннего типа вологодского дома. Конструкция постройки – венчатая, с перевязкой «в лапу», без обшивки тесом. В плане дом прямоугольный, с прирубкой небольших сеней со стороны юго- западного фасада и хозяйственным прирубом к заднему фасаду. Единственным украшением бревенчатых стен постройки являются оконные наличники и широкий развитой карниз, украшенный резным фризом и подзором, сохранились также изначальные двери с объемной резьбой геометрического рисунка. Интерес представляет также удачное сочетание бревенчатого сруба дома с карнизом с тонкой резьбой. Внутри дом по первому и второму этажам разделен продольной стеной на две равные половины, планировка второго этажа повторяет планировку первого этажа. Играет существенную роль в формировании ансамбля улицы, как представитель подлинной исторической застройки, масштабом и членениям составляет неотъемлемую часть общего облика улицы.

Вчера "Настоящая Вологда" писала: Несколько часов назад остановлен снос дома Александра Александровича Семёнова-Девяткова, (2 половина XIX в.) по Предтеченской, 44. Один из шести приговоренных к сносу в 2013 году. тогда эти дома Департамент культуры признал обладающими признаками ОКН, и город согласился их не сносить.

Никаких разрешительных документов на снос у работников нет. кроме того, разрушение дома происходило с нарушением норм безопасности. На месте находится наряд полиции.

Но и сегодня у дома стоит техника... ВРЕМЯ ЗВОНИТЬ В ПОЛИЦИЮ. ЧЕМ БОЛЬШЕ - ТЕМ ЛУЧШЕ.

Вот мне интересно почему - почему власти города и области не поддерживают горожан желающих сохранить лицо родного города? Любовь к малой родине, краеведение, патриотизм (наконец) - такие близкие понятия.
Говорят об уроках патриотизма в школе и сносят историческую застройку, которая вместе с памятниками архитектуры и создает то, что позволяет горожанам считать себя именно вологжанами. Правая рука не знает, что делает левая?

Основные мировые тренды (сейчас нам не указ?):

Подходы к определению понятия «культурное и историческое наследие» за последние десять лет были существенно пересмотрены как наиболее развитыми странами мира, так и международными организациями (прежде всего ЮНЕСКО), в компетенцию которых входят вопросы охраны исторического и культурного наследия. Если раньше охрана культурного и исторического наследия сводилась к охране отдельных выдающихся материальных памятников, то новые подходы к определению понятия культурного и исторического наследия и его охране предполагают:
Переход от охраны отдельных объектов к охране городских ландшафтов, включающие как выдающиеся памятники наследия, так и объекты рядовой застройки, а также природные ландшафты, исторически сложившиеся пути и т. д.
Переход от охраны только выдающихся памятников к охране исторической застройки, отражающей образ жизни рядовых горожан.
Переход от охраны только памятников старины к охране памятников XX века.
Переход от защиты только материального наследия к охране нематериального наследия, включающего в себя традиции, жизненный уклад и соседства, сложившиеся в том или ином историческом месте.
Активное участие общества, и прежде всего – местных жителей в сохранении культурного наследия и его интеграции в социальную и экономическую жизнь города («витализации»).
Интеграцию наследия в повседневную жизнь города и превращение в ее неотъемлемый и обязательный элемент.

При этом остается незыблемым принцип сохранения подлинности памятника в процессе регенерации. В том случае, если регенерация или восстановление памятника требуют внесения изменений в его конструкцию, внешний облик и т. д., все привнесенные элементы должны быть отделены от подлинных и четко идентифицироваться.

Названные положения описывают идеальную ситуацию в области сохранения культурного и исторического наследия. В полной мере они не были реализованы и не могут быть реализованы ни в одном городе мира. В противном случае города превратились бы в музеи, непригодные ни для нормальной жизни, ни для экономической деятельности. Вместе с тем в развитых странах политика в области сохранения и регенерации наследия основывается именно на этих принципах. Более того, в ряде стран, прежде всего в странах Европы, регенерация и интеграция культурного и исторического наследия все чаще рассматриваются как движущая сила развития исторических городов в целом (heritage-led regeneration).

И из того сносного списка 5 октября 2014 года сгорел дом Благовещенская 51а:


Как говорит Александр Иринеевич Сазонов в своей новой книге «Деревянная Вологда: сохраненное и утраченное» - был такой город. И цитаты в этой книге о городе Глупове, видимо, все наши:
 

Но было уже поздно.
У самого главного выхода стоял Угрюм-Бурчеев и вперял в толпу цепенящий взор...
Но что это был за взор... О, господи! что это был за взор!..
Он был ужасен.
Но он сознавал это лишь в слабой степени и с какою-то суровою скромностью оговаривался. "Идет некто за мной, -- говорил он, -- который будет еще ужаснее меня".
Но в том виде, в каком Глупов предстал глазам его, город этот далеко не отвечал его идеалам. Это была скорее беспорядочная куча хижин, нежели город. Не имелось ясного центрального пункта; улицы разбегались вкривь и вкось; дома лепились кое-как, без всякой симметрии, по местам теснясь друг к другу, по местам оставляя в промежутках огромные пустыри. Следовательно, предстояло не улучшать, но создавать вновь
... -- "Создававать" -- это значит представить себе, что находиться в дремучем лесу; это значит взять в руку топор и, помахивая этим орудием творчества направо и налево, неуклонно идти куда глаза глядят. Именно так Угрюм-Бурчеев и поступил.

В Петров день все причастились, а многие даже соборовались накануне. Когда запели причастный стих, в церкви раздались рыдания, "больше же всех вопили голова и предводитель, опасаясь за многое имение свое". Затем, проходя от причастия мимо градоначальника, кланялись и поздравляли; но он стоял дерзостно и никому даже не кивнул головой. День прошел в тишине невообразимой. Стали люди разгавливаться, но никому не шел кусок в горло, и все опять заплакали. Но когда проходил мимо градоначальник (он в этот день ходил форсированным маршем), то поспешно отирали слезы и старались придать лицам беспечное и доверчивое выражение. Надежда не вся еще исчезла. Все думалось: вот увидят начальники нашу невинность и простят...
30-го июня, -- повествует летописец, -- на другой день празднованья памяти святых и славных апостолов Петра и Павла, был сделан первый приступ к сломке города". Градоначальник, с топором в руке, первый выбежал из своего дома и, как озаренный, бросился на городническое правление. Обыватели последовали примеру его. Разделенные на отряды (в каждом уже с вечера был назначен особый урядник и особый шпион), они разом на всех пунктах начали работу разрушения. Раздался стук топора и визг пилы; воздух наполнился криками рабочих и грохотом падающих на землю бревен; пыль густым облаком нависла над городом и затемнила солнечный свет. Все были налицо, все до единого: взрослые и сильные рубили и ломали; малолетные и слабосильные сгребали мусор и свозили его к реке. От зари до зари люди неутомимо преследовали задачу разрушения собственных жилищ, а на ночь укрывались в устроенных на выгоне бараках, куда было свезено и обывательское имущество. Они сами не понимали, что делают, и даже не вопрошали друг друга, точно ли это наяву происходит...

Я считаю, что очень правильно пустырь месте исторических кварталов, на месте Нижнего посада называется площадь Дрыгина - Вологда должна помнить своих геростратов, именно при нём вологодские дома там были снесены.
За что Вологде такая "последовательная" политика?