Хлеб с маслом

[Блогово]

Сегодня, 2-го марта, мой последний день в системе образования. Это последняя заметка о школе, тег убирается, тема закрывается. Как говорил Александр Сергеевич, головой стену не пробьешь.

_1180714

Сказать, что я рад этому - не могу. За последние годы я устал от бесполезности своей деятельности. И кроме полного равнодушия к своей работе ничего нет. Если в первые годы в школе я занимался изучением и внедрением новых технологий, то последнее время самым интересным занятием было размещение на школьном сайте глупо оформленных документов с подписью директора. Творческая работа исчезла. Предметных часов для меня не нашлось, вернее, их отдали другим учителям для заполнения ставки.

Первое время я думал, что им просто не справиться с теми задачами, которые выполнял я. Но потом с ужасом увидел, что никто и не собирается их выполнять. А их было не мало, это и информатика в 8-11, технология в 8-11, подготовка к ЕГЭ по информатике, тьюторская работа по обучению ИКТ и Интернет педагогического и технического состава школ, детсадов. На базе школы я проводил обучение жителей поселка компьютерной грамотности. Это не считая того, что всё оборудование надо было содержать в исправности и обслуживать. Плюс офисные и бухгалтерские программы и оборудование. Создание третьего по счету школьного сайта, дневников и всякой мерзости. И это притом, что я не лошадь, ниже её прыгаю и тише бегаю. Ем не овес и копыта без подков. А нынешние "эффективные менеджеры" даже не озаботились продлить лицензию на доп.деятельность, хотя все время кричат о платных услугах. Теперь ничего этого нет. Все свелось к формальностям, оптимизации и минимуму.

Я начинал ещё с компьютерного класса "Электроника", затем шли РСки подаренные местными организациями, компьютерный класс по президентской программе, затем пакет ""Первая Помощь 1.0"", программное обеспечение к ней, компьютерный класс по программе НОО. Все это надо было изучить и внедрить. Понадобилось Обрнауке изучать Паскаль вместо Бейсика, пришлось изучить Паскаль, достать и установить среду программирования, обеспечить работу на каждом компьютере. Пошел уклон на изучение логики и объектно-ориентированное программирование - пришлось изучать и это. Правда, до внедрения программирования не дошло, а теперь уже некому. Как вы понимаете, это делалось кроме повседневной и рутинной работы. Требовалось ежедневное изучение информационных новинок, чтобы быть в курсе дела, в отличии, скажем, от математика, у которого программы меняются только местами и еще методами обучения. Или, скажем, программы по истории и литературе меняются только со сменой политической системы. Все основные знания получаются в институте.

И это одна из причин почему информатиков в школах не хватает. Другой причиной является неумение руководства правильно организовать техническую работу, сваливание на информатика рутинных, детских офисных задач зачастую представляющих серьезные трудности для сельских директоров и школьных учителей.

А главное, если ты много делаешь, как правило без оплаты, то с тебя много и спрашивают, все кому не лень. Сколько раз в день можно поинтересоваться работой у человека, который ничего не делает? Только раз, спросить выключен ли в кабинете свет. А сколько раз в час получает советов и нареканий человек, решающий чужие проблемы? Бесконечно!

По президентским программам было получено три интерактивных доски и ни одного свежего специалиста. Ни на одной доске не было проведено ни одного урока. Все они используются, как экраны для проектора, не более того. Не могу сказать, что интерактивные доски нужны в старших классах - не знаю, не пробовал, но такие уроки во время своего обучения я разрабатывал. Во всяком случае в младших классах при сегодняшнем направлении на объектное выражение понятий, в умелых руках были бы подмогой.

Ни одна из досок в мой класс так и не попала. Зачем помогать человеку, который и так всё умеет. Давайте подождем, пока он надорвется и все вместе посмеемся. Например, скажем, что у него нет специализированного образования.

Первое время, по инициативе руководства школы, я пару раз в год проводил уроки для учителей по использованию интерактивных досок сначала, как тьютор, а затем на остатках былого интереса. При последнем директоре, а они летят, как моль на свет, и этого не делалось. А я устал видеть скучающие лица учителей, потерявших интерес не только к новшествам, но и к профессии.

Если первое время обучение, например по ИКТ, проводилось в рабочее время, то затем районное внедрение стандартов и дисциплины потребовало внеурочной работы. Учителя прямо заявляли, что зачем им сидеть на обучении после уроков, если есть возможность съездить в ВИРО на месячные курсы, отдохнут от школы и на людей посмотреть. А с внедрением дистанционного обучения, я и часть учителей проходила его по изучению СПО операционной системы Линукс, обучение вовсе стало профанацией. Даже я, потративший не одну сотню часов на изучение и два года работы на Линукс в компьютерных классах, сейчас, после падения государственного интереса к свободным программам мало что помню - не нужно.

Замечу, что почти все я делал в одиночестве. Изредка бескрылой уткой на небосводе проносились мимо учителя информатики не имеющие профильного образования, но быстро прятались за горизонтом от отсутствия перспектив, непомерной нагрузки и побочной работы. Нужно быть физически сильным человеком и иметь крепкие нервы, чтобы работать на такой должности. Постоянно отвечать за чужое неумение и слабое техническое обеспечение. Или надо просто родиться хорошим человеком, а это редкость после многолетних генетических чисток.

Скажете вру, клевещу на систему образования и сгущаю краски. Не-а! Система образования построена по армейскому образу, слабых добивают на месте, без предварительной перевязки. Рыночная система там действует с 60-х годов, борьба за предметные часы и власть ведется постоянно. Художнику, человеку, имеющему своё мнение, в школе просто не выжить. Он опасен для всех, как для руководства конкуренцией, так и для "серых мышей", как осветивший их темный угол.

В моем же случае даже конкуренции не было, ни какой опасности ни для руководства, ни для учителей я не представлял. Я повторюсь, сказав, что для мужика отработать 20 лет в образовании равносильно заслуге звания "герой педагогического союза". Если он, конечно, не последних олух, таких, случается, на любой работе ценят.

Я же, в силу природной скромности (опять повторяюсь, но меня, вижу, никто не слышит), никакой опасности не представлял, наград не получал, к званиям не стремился.
Моё увольнение было инициировано тем, что кто-то, прямо даже не догадываюсь кто и для каких задач, захотел, чтобы учителя ели хлеб с маслом и поминали его добрым словом. Сортируя людей по нужным стопочкам бумаг.

Чтобы не быть голословным, выложу только два документа из сотен других представляющих черную душу образовательной системы. У нас очень гуманное общество, оно готово сожрать любого, чтобы накормить себя:

uvajo uvajo1

Я специально смягчил материал, чтобы не нагонять на зрителей панику. Всё гораздо хуже, циничней и запущенней. Но жизнь идет, дети учатся, получают дипломы, запускают ракеты в космос, лечат людей. Изучают науки, смотрят, слушают, запоминают, накапливают опыт. Что из этого получится - время покажет.

Жизнь продолжается!