Обыкновенная история

[Блогово]

Я писала это 7 лет назад, в 2008 году. Эта обыкновенная история так и не вышла в газете. Но Виктору Елину она один раз помогла: он попросил меня распечатать для него текст на бумаге. Я распечатала и отдала. А спустя несколько дней позвонил Виктор Васильевич и рассказал, что показал текст чиновникам местной администрации, сказав, что это будет опубликовано, и они вдруг не только подчинились закону, но даже ремонт в  его квартире сделали. Виктора Васильевича я с тех пор не видела. А историю вспоминаю часто, потому что за эти 7 лет я сталкивалась с такой обыкновенной историей много-много раз. Не менялось ничего, менялись только имена людей, которых перемалывают жернова России.

Зачем я ее решила выложить в  интернет сейчас? Точно не знаю… Но я хочу, чтобы такие истории перестали быть обыкновенными, чтобы они удивляли, возмущали, будили… Почему мы считаем необычным, когда кто-то спасает чью-то жизнь, возвращает найденные на дороге деньги, оказывает кому-то бескорыстную помощь? Ведь как раз ЭТО должно быть обыкновенным, а не то, как люди в нашей стране безуспешно борются за свои права. Давайте будем удивляться таким историям, чтобы они перестали быть нормой. Нормой, которую закрепили в отношениях человека с государством.
***
 ... Когда в очередной раз грязовчанин Виктор Елин, уже от безысходности, спросил в местной администрации, сколько это все будет продолжаться, потому что ему уже ходить тяжело, инвалиду без рук ответили: «Так Вы костыли купите»….

Уже семь лет пенсионер ходит по инстанциям, добиваясь – вдумайтесь! – исполнения Федерального закона на местном уровне. Обивая столько лет пороги судов, прокуратур, администраций, Виктор Васильевич «заработал» себе еще одну «болячку» - варикозное расширение вен.

В далеком 1985-м он даже представить не мог, чем обернется жестокая случайность судьбы в будущем. И теперь сам несчастный случай – когда ему на морозе придавило домкратом пальцы рук – уже кажется не таким ужасным по сравнению с тем, что приходится терпеть теперь. Оказалось, что люди могут причинить гораздо более сильную боль, чем домкрат…

Инвалидность 1 группы не отняла у него оптимизма – в течение 15 лет после травмы он сам обеспечивал семью дровами, ходил в лес с протезами. Кормить родных больше было некому: жена – медработник, зарплата ниже плинтуса, дочь – инвалид с детства.

А потом здоровье стало «сдавать». И Виктор Елин решил наконец воспользоваться своими льготами, положенными ему по закону. Его, инвалида 1 группы, согласно ФЗ должны обеспечивать дровами и сжиженным газом с 50%-ной скидкой по оплате. Казалось бы, что тут сложного – вот инвалид, вот закон, исполните и все. Не тут-то было…

Когда Виктор Васильевич пришел в местную администрацию, там сказали примерно следующее: «…если хотите, получайте денежную компенсацию, привозить вам дрова мы не обязаны».

- А зачем мне деньги? Я ж без рук, мне главное чтоб дрова к дому привезли, обеспечили по закону. Ну получу я эту сумму, которая к тому же относится к районным льготникам, мне как федеральному положен совсем другой денежный эквивалент. Да и не в сумме даже дело. Тех денег, что они мне предлагали согласно местному постановлению (под которое я вообще не подпадаю), не хватит даже на оплату самого топлива, не говоря уже о доставке. Почему идет подмена федерального закона местным? – этим вопросом Виктор Елин задается уже более семи (!) лет.

Куда только он не ходил, чтобы добиться положенного по закону… Если это все описывать, то получится многотомное собрание. И в пенсионный фонд обращался, и в законодательное собрание, а там мол «и рады помочь, но не можем заставить местную власть подчиниться». Твердо уверенный в том, что где-то же должен быть предел беззаконию, Виктор Васильевич дошел даже до представителя президента по Вологодской области. Со «столичного» уровня в Грязовецкую администрацию пришло письмо – «обеспечьте инвалида всеми льготами по закону». А местная администрация….опять ответила отказом: «у нас закон другой». Еще и к юристу посоветовали обратиться.

Убедившись, что под лежачий камень и вода не течет, Виктор Елин подал иск на действия местной администрации в суд. И вот оно, долгожданное решение: в 2001 году Грязовецкий районный суд признал неправомочными действия Комьянской сельской администрации по обеспечению Виктора Елина сжиженным газом и вынес решение обеспечить инвалида топливом  в полном объеме, как и предписывает Федеральный закон.

В течение года постановление суда выполнялось исправно. А как только год закончился, «эпопея» началась по новой…

- Я опять в администрацию, там опять «бери деньги, а где купить и как доставить – думай сам». Я - в суд, судебные приставы опять обязали местные власти выплатить 50%-ную компенсацию в полном объеме, как федеральному льготнику. Вроде бы добился. Ан-нет! Год подошел к концу – и опять…По ФЗ о социальной защите инвалидов меня должны обеспечивать топливом и дровами с 50%-ной скидкой, и до 2005 года я добивался этого через суд, каждый год. А в 2005-м правительство области приняло местный закон – о замене натуральных льгот денежной компенсацией. И компенсацию эту к тому же стали выдавать федеральным льготникам в размере 25%, вместо 50%. А это нарушение основного закона. Я же не могу физически в силу состояния здоровья обеспечить себя дровами, - сокрушается Виктор Васильевич.

Комьянская сельская администрация, а также администрация Грязовецкого муниципального отказали Виктору Елину в предоставлении скидки по оплате коммунальных услуг, мотивируя это тем, что ему по льготной цене предоставляется один баллон газа, а не три, согласно нормативам, утвержденных постановлением главы администрации района.

Дальше – больше. В 2005 году очередное постановление суда исполнено не было. А когда Виктор Васильевич, отчаявшись, обратился в прокуратуру, ему выдали еще одну «отписку»:

«В соответствии с п.1 Постановления правительства Вологодской области от 17 января 2005 года № 41 гражданам, проживающим в домах без центрального отопления, меры социальной поддержки по оплате расходов на приобретение топлива и сжиженного газа в пределах норм, установленных для продажи населению, предоставляются в форме денежной компенсации. Она установлена Постановлением главы администрации Грязовецкого муниципального района от 24 февраля 2005 года № 172 и составляет 700 рублей. Нормами действующего законодательства не предусмотрено обязательное обеспечение топливом при отказе от получения денежной компенсации. Вы от получения денежной компенсации отказались».

По сути, федеральный закон подменили местными постановлениями, что открыто противоречит статьям 4 и 15 Конституции РФ, где прописано, что «федеральные законы имеют верховенство на всей территории РФ»  и что «…органы местного самоуправления обязаны соблюдать Конституцию РФ».

А тут случилась еще одна «загвоздка» - ОАО «Грязовецтопливо», которое занималось поставкой дров к домам инвалидов, ликвидировали. И в местной администрации сказали: «дрова закуплены, лежат в другом селе – оплатите транспорт и забирайте». А без тепла же семью не оставишь… И безрукому инвалиду пришлось самому искать и оплачивать транспорт…Хотя по ФЗ его должны обеспечить натуральной льготой, не деньгами.

Замкнутый круг опять привел Виктора Елина в прокуратуру, там опять «отписка» - «если не устраивает, обратитесь в суд».…

Когда Виктор Васильевич принес с собой все бумаги, написанные, вернее сказать, «отписанные» ему в результате хождений по кругу чиновничьих инстанций, стопка оказалась внушительной – несколько толстых папок с решениями, исками, постановлениями и т.д., и т.п. И все это было написано только потому, что инвалид первой группы из сельской местности захотел получить положенные ему по закону льготы.

Виктор Васильевич все еще верит, что добьется исполнения закона, и собрался «дойти» до Страсбургского суда. Спросите, почему сразу в Страсбург, а не в Москву? А в родной столице он уже был, и не раз. Схема одна и та же: его заявление заносят в компьютер, дальше – «езжайте домой и ждите ответа», приходит ответ – «мы направили ваш запрос в правительство Вологодской области», здесь обращение отдают в департамент труда и соцразвития, а в департаменте, ссылаясь на местное постановление № 41, отвечают: «У нас только денежная компенсация, никаких дров».

P.S. Если вы знаете Виктора Васильевича, напишите, обеспечивают ли его дровами, или государство снова перемалывает человека в своих жерновах, как ненужную бумажку.