В Кириллов через Рыбинск, в Москву через Кострому. Череповец

[Блогово]

"Анекдоты древних пошехонцев"

Вообще-то, я хотел назвать этот пост "новый поворот, что он нам несёт", но нынче цитировать Макаревича - дичайший моветон, ибо непатриотично. Так что...
Здесь будет почти всё про дорогу и лишь совсем чуть-чуть про Пошехонье и Череповец.

Местность к северу от Рыбинска издревле зовётся Пошехоньем. Ну, в смысле, по берегам реки Шехоны, т.е., по-современному, Шексны. Что я знал раньше о Пошехонье? Конечно, что есть такой сорт русского сыра: "Пошехонский", один из компонентов "пиццы 4 сыра времён запрета на ввоз сыров из Европы" :) Каково ж было моё огорчение, когда я узнал, что сыроваренного завода здесь нет. Ещё лет в 14 рассматривая ту-самую-карту-талисман я обратил внимание, что сверху от Рыбинска есть точка с названием "Пошехонье", видимо, центр этой местности. Конечно, до меня дошло, что пошехонский сыр родом именно отсюда. Тем интереснее было здесь оказаться. 

Оставив позади рыбинские плотины, я уже было настроился на неторопливую размеренную езду на протяжении почти 200 км до Череповца. Бак полный, если ехать 90-100 км в час, то трёхтонный американец расходует вполне сравнимо с большим седаном по типу пассата или камри (разумеется, с нормальным двигателем, ибо двухлитровым бывает только сок:)

Увы, я ошибался. Хороший асфальт кончился километров через 5 после знака о выезде из города. Начался в меру убитый асфальт, ну, примерно, как на трассе в районе деревни Спас-Угол (описано в первой части). Однако ещё через несколько километров он сменился ужасным убитым направлением. Очень похоже на то, что было на Ленинградской трассе лет так 15-17 назад. Вусмерть убито. Дорога петляет, то приближаясь, то удаляясь от берега, делает причудливые повороты... иногда, незадолго до поворота, начинается хороший асфальт. Как же радуешься, когда так бывает, а потом, опаньки, - и за поворотом снова это самое "направление".

Мой автомобиль оснащён электромагнитной подвеской "autoride": в зависимости от степени убитости дороги она регулирует жёсткость амортизаторов, в результате чего машина может ехать либо мягко, как настоящий американец, либо жёстко, почти как L200 mkIII. Мой механик в сервисе объяснил, что значение жёсткости регулируется показаниями датчиков. Если бы в системе был искуственный интеллект, то, наверное, я бы прочитал на инфо-дисплее под спидометром много непереводимых американских идиоматических выражений. Скорость прыгает от 30 км на самых убитых участках до 60-70 на более-менее ровных.

Фур нет (думаю, из-за состояния дороги), легковые изредка обгоняют друг друга. На одной из площадок для отдыха (невероятно загаженной!) мы остановились рядом с маздой3 из Краснодара. Мужики осмотрели свою машину, я - свою, сообщили друг другу всё, что думаем о половой ориентации местного ответственного за состояние дороги и его подчинённых, и, пожелав друг другу счастливого пути, поехали дальше. При виде очередного населённого пункта в голове искрится надежда: "а вдруг, а если там, за поворотом уже закончится этот ужас...", но ужас не заканчивался.

Радовало лишь, что частенько в разрывах леса появлялись причудливые устья речек, уровень которых явно повысился после заполнения водохранилища.



Проехав около 70 километров за время, сравнимое с вечностью, мы выехали к "столице" пошехонского края - городу с одноимённым названием. Главная дорога идёт по окраине, мы же едем через центр. Проехавший навстречу патруль местной ДПС не проявил ко мне никакого интереса, даже несмотря на то, что у меня в одной руке во время движения был фотоаппарат...

Город стоит на месте впадения реки реке Соги в Согожу, а после заполнения водохранилища - здесь ещё и устье Согожи. Судя по остаткам древностей, до революции 1917 года городок явно жил лучше: большие белые торговые ряды (жаль, что хорошо заснять не получилось), как в Суздале, интересной архитектуры церковь, с более поздней пристроенной колокольней (ни разу не средне-верхневолжской архитектуры, однако тоже своеобразной и по-северному суровой и самобытной)... сейчас, увы, сюда ещё не дошли ростки пробуждения России.

Более того, судя по заслуживающим доверия источникам, Пошехонские земли и в 18 и в 19 веке считались символом одновременно и патриархальности, и отсталости, и невежества. Сборники полуправды-полувымысла об этих местах были весьма популярны в своё время, как раз одно из названий таких историй вынесено в подзаголовок этой части. Если рассматривать участок дороги Р-104 от Рыбинска до Пошехонья и местное дор.управление, отвечающее за неё, то, пожалуй, их отношение вполне укладываются и в отсталость, и в невежество, и в патриархальность. Просто классическое русское "направление", про которое ещё Пушкин писал. Надеюсь, что, всё-таки, и этот медвежий угол скоро благоустроят. Ну, и дорогу к нему заодно :) Мы же покрутились немного по центру, поснимали и поехали дальше. 

За Пошехоньем дорога становится получше, но всё равно разбитая. С другой стороны, из-за плохого состояния полотна фур практически нет, населёнки поменьше. Радостно считаем оставшиеся до Череповца километры. Удивительно, что в этой глуши работает 3G-интернет, в деревнях - магазины товаров для рыбалки, указатели на турбазы. Значит, всё-таки есть жизнь! 

На границе Ярославской и Вологодской областей видавший виды асфальт сменяется бетонкой: ехать стало чуть полегче, однако теперь мы скачем аки хохлы на майдане. Но ничего, терпимо. На какой-то горке недалеко от Череповца останавливаюсь, чтобы поснимать природу. Кстати, тут я и оценил в первый раз всё удобство широкого заднего бампера и компрессора амортизаторов: когда залезаешь на бампер, удобно стоять, а компрессор не даёт машине просесть под весом стоящего и драгоценные пару сантиметров высоты не теряются.

Появляется ощущение близости большого города: туда-сюда проезжают местные машины. Интересно, что думают их водители про рыбинское шоссе? 


Смотреть панораму в полном размере!

Природа поменялась: здесь уже лес переходит в тайгу, с возвышенностей видны бескрайние просторы. Не как в Красноярске, конечно, когда летишь в самолёте и видишь только зелёную массу внизу, но всё же.

Включаю навигатор, нужно не заплутать в чужом незнакомом городе, тем более, что его предстоит проехать насквозь: от первоначальной идеи осмотреть что-нибудь в Череповце пришлось отказаться: трасса Р104 отняла у нас непростительно много времени... На окраине город ничем не отличается от многих других больших городов: многоэтажные дома, широкие проспекты. В центре - северный среднерусский город, разве что берега Шексны весьма крутые, в районе металлургического завода - ну просто брат-близнец Магнитогорска! Город понравился, выглядит зелёным и ухоженным. 

Где-то на проспекте Сталеваров остановились купить хлеб. Оказался вкусным:)

Ну а дальше... дальше без затруднений выехал на федералку А114 "Ленинград-Вологда" (попутно отметил множество фирменных автосалонов, хорошие фирменные заправки и цену на топливо на рубль выше, чем на Ярославщине), и, проехав по ней десяток километров, повернул на Белозерское шоссе - дорогу Р6. Шикарный асфальт, минимум поворотов и населённых пунктов - очень приятно. До Кириллова (где у нас забронирована гостиница) - около 100 км, до Белозерска - примерно столько же. От Белозерска до Кириллова - километров 30 по грейдеру и паром через Шексну... Времени - около четырёх. Слишком заманчиво и, одновременно слишком рискованно сначала поехать в Белозерск...

Откуда-то взявшиеся 2 встречные машины моргнули фарами - точно, впереди ни от кого не скрываясь стоит ДПСник, который поймал Лансер, обогнавший меня 10 минутами ранее - разбирается... Лена с Глебом уснули. Ещё бы, после тряски на пошехонской дороге на почти автобане срубило... Так что ставлю круиз-контроль на 100 км/ч, беру фотоаппарат и фотографирую прямую, как стрела, дорогу, уходящую за горизонт. Вспомнил Высоцкого.

До развилки километров 20, есть время чуть-чуть подумать, попробовать просчитать возможные трудности при заезде в Белозерск и насколько обидно будет туда не заехать. Эта дорога словно создана для размышлений...

Продолжение следует...