Разрушаем холивары. Сдача

14.01.2015 [БлогоVO]

Каждую неделю в интернете вспыхивают очаги ненависти и на пик обсуждения возводится одна из нерешенных проблем нашего общества.  С обеих сторон сыплются взаимные упреки, домыслы, предложения, но ничего не разрешается и через некоторое время проблема поднимается вновь.  Многие люди теряют время, деньги, разрушают нервную систему, сбивают привычный ритм жизни. Попробуем немного разобраться?
Конечная цель обсуждения – внесение ясности в вопрос и рациональные предложения (принцип критикуя – предлагай).
 

meloch


Сегодня поговорим о сдаче. Как правило, основные темы, которые связаны с этим звучат так:
«В магазине отказываются давать сдачу и выдавать товар»
«Кондуктор не дает сдачу и выгоняет»
«У продавца нет сдачи и он не пробивает товар»
«Должен ли кондуктор сдавать обязательно сдачу»

Попробуем спокойно и трезво разобраться в ситуации.  Как правило обсуждение протекает из нравственного в бравирование законов и обратно. Мы же рассмотрим ситуацию с точки зрения практического опыта и маркетинга.

Сдача в магазинах.
Проблема со сдачей в магазинах возникла очень давно. Как правило, большинство покупателей дает крупную купюру, а пробивает дешевый товар. Это так называемый способ размена денег.

С 1993 года, когда частный бизнес массово пришел в торговлю, это должно было перестать быть проблемой, но так и не стало.
В конце 90х ко мне обратились с советом, как быть с разменной монетой в небольшом магазине. Магазин работает с 6 утра до 23 вечера и каждое утро с 6 часов в магазин идут менять деньги. То же самое происходит после 22 часов, когда большинство магазинов закрыто. Магазин расположен вдоль дороги, поэтому очень много людей на собственном транспорте использует магазин для размена. Продавщицы зачастую отказывают, много скандалов. Магазин теряет клиентов.
Я попросил статистику покупателей в утреннее и вечернее время и составил небольшой план.
По статистике утром магазин обслуживал около 30 человек, вечером около 50. Половина из них давала крупную купюру.
Переводя на современные деньги, наиболее популярная купюра – 1000 рублей, каждый 20 меняльщик давал 5000 рублей. Итого 120 человек нуждались в размене.

Перечень товаров которые покупали посетители
- коробок спичек
- зажигалка
- пачка сигарет.
Т.е. нам требовалось около 50 тысяч разменных денег, с учетом 5000 купюр – около 40000.

Что было сделано дальше.
1.       Продавцам было дано указание накапливать мелочь. Сдавались только крупные деньги. Было накоплено около 60000 рублей по 100 и 50 рублей.
2.       Убраны из продажи все копеечные товары. Коробок заменен на блок. Зажигалка, пакеты подняты в цене до минимум 10-15 рублей.
Дальше был сформирован так называемый обменный фонд, который находился в специальном запираемом ящике недалеко от кассы. Сумма фонда – 40000 рублей.

При смене продавцов фонд переписывался и если там было на момент принятия смены меньше 40000 – мгновенно сообщалось хозяину.
Продавец брал около 10000 и клал в специальную коробку рядом с кассой для быстрого размена. По мере размена – дополнял из основного фонда.

Мы запустили эту систему в начале декабря. Буквально через 10 дней удачного размена количество покупателей удвоилось. Поняв, что деньги можно удобно разменять, количество людей просто росло на глазах.
Дополнительно были проинструктированы продавцы.  Сначала они возмущались тем, что им пришлось обслуживать подобных клиентов, однако после подробного объяснения, что любой клиент формирует зарплату, а продажи возросли практически в 2 раза, они активно включились в игру «Продавай разменивая». Самый тяжелый труд – наполнение разменного фонда, но днем и ближе к вечеру люди активно уже отдавали разменную монету.

Таким образом в течении 2х месяцев магазин увеличил прибыль и приобрел новых клиентов. А клиенты остались довольны.
Тут следует рассмотреть ещё один совет, который дают люди – использовать банковскую карту.
Совет этот хороший и правильный, но есть несколько нюансов которые нужно учитывать:
1.       Бесплатные карты SBR Momentum не работают с некоторыми платежными системами.
2.       Зарплатной картой расплачиваться всегда на свой страх и риск.
3.       Либо заводить бонусную карту – но обязательно читать условия по обслуживанию.

С банковской картой обычно неприятностей не бывает, однако иногда получается так, что происходит сбой, списание средств, а магазин получает отказ.
Тут главное не волноваться и сделать все вежливо. Инструкция такая:
- забрать документ об отказе (чек)
- расплатиться наличными
- через 5 дней взять банковскую выписку по счету
- если деньги, которые были заблокированы, вернулись – забыть и простить
- если деньги все-таки списали – написать заявление в банк на возврат.

В общем, на этом тему мелочи можно смело закрыть. Сдача в любой торговой точке должна быть и если её нет – рекомендую пользоваться карточкой или просто игнорировать продавца, выбирая другую точку.

Сдача в транспорте.
Вот с этим все гораздо сложнее. Автобус средней вместимости вмещает 100 пассажиров, едет в часы утренней и вечерней нагрузки по 60-80. Посчитайте сколько надо разменного фонда, что бы обеспечить сдачей. Давайте посчитаем вместе. 60+60 – это один рейс, допустим 3 рейса – 360 человек. Если хотя бы 200 человекам нужна сдача с 1000 рублей то кондуктору должны выдать около 150-170 тысяч рублей + монеты. В современных условиях это крайне опасно – их начнут просто грабить, да и просто огромный расчет наличности. Не каждый кондуктор захочет брать ответственность. 

Что делать?

Выхода из данной ситуации видится два:
1.       Использовать и развивать электронные билеты. Т.е. активно внедрять терминалы оплаты,  подключать банковские карты к системе платежей.
2.       Нужно придумать некое финансовое обязательство.  Чек, вексель или что то ещё, что право получить сдачу.

Данный чек затем бы в кассах менялся на деньги. Это очень тяжелый способ, но таким образом решается проблема в отказе оплаты услуги. Либо пассажир принимает чек, либо выходит. Конечно вопрос требует дополнительной юридической проработки. 

Выводы:
Отказ в сдаче, не должен вас выводить из строя, застравлять нервничать. Определите те торговые точки, где мелочь есть всегда и заведите правило работать с мелочью. Можно носить специальный кошелек, небольшой, в котором держать разменные деньги, но использовать его только в крайнем случае, а не когда попросит кассир. Т.к. кассиры делают это уже машинально.

Тогда вы всегда будете спокойны и уверены в том, что таких ситуаций не возникнет. Поверьте, потраченные нервы не стоят этих денег.

Ну и полезная вещь, которую можно купить даже у нас в городе:

monetn

Система Orphus
При любом использовании материалов сайта обязательна гиперссылка на адрес newsvo.ru
Яндекс.Метрика