Неэффективный и непрозрачный

[Блогово]

Обсуждение проекта бюджета города Вологды на 2015 год подходит к концу. За какой главный финансовый документ предстоит проголосовать вологодским депутатам? Вместе с группой экспертов-волонтеров, которых как и меня волнует куда и на что будут потрачены наши общие деньги, я попытался сделать анализ, понятный простому обывателю.

Начнем с первого "слабого места" бюджета: 5,1 млрд. рублей распределен между 9-ю муниципальными программами: от сверхважных, направленных на социальную поддержку и расселение из аварийного жилья, до «не первоочередных», касающихся развития гражданского общества или обеспечения общественной безопасности. Однако встает вопрос: по какому принципу поделены деньги между программами? Ведь  экономического обоснования методики распределения в бюджете не представлено. 

По моему мнению, если мы собираемся потратить на нужды ветеранов войны 5 млн., на ремонт дворов - 25 млн., на расселение из аварийных домов - 65 млн., то на выделение  почти 70 млн. на «построение гражданского общества» или 40 млн. на субсидирование частных профессиональных спортивных команд, как минимум, должны быть очень веские причины, к тому же подкрепленные весомыми обоснованиями необходимости и независимым экспертным заключением.

Второе "слабое место": отсутствие в ряде программ адресных планов на выделяемые средства. Так, например, из программы «Развитие градостроительства и инфраструктуры»  невозможно понять, на какие конкретно дороги, дворы и т. д. будут потрачены выделенные средства, а в качестве результата программы, направленной на развитие гражданского общества,  предлагается довольствоваться «увеличением темпа прироста удовлетворенности жителей города Вологды информационной открытостью органов местного самоуправления муниципального образования «Город Вологда» на 57,1%». А если невозможно понять, то невозможно и проконтролировать результат работы чиновников по реализации данных программ. Я считаю предлагаемый Администрацией вариант: «дайте нам много денег, мы их потратим по собственному усмотрению, на цели созвучные с названием программы и отчитаемся по концу года» неприемлемым, ведущим к снижению ответственности и коррупционноемким!

Третье "слабое место": Отсутствует понятный для граждан вариант бюджета. Бюджет, выложенный на сайте Администрации, требует специальных навыков и высокой квалификации для изучения и оценки.

Что же делать?

В ответ на мое предложение привести бюджет в разумные рамки, жить по средствам В.В. Пешков (начальник Департамента финансов) заявил: зачем, у нас не хуже, чем у других! Но это смотря с чем сравнивать!
Например, город Череповец. Похожий, но по сравнению с областной столицей, в городе металлургов бюджет более прозрачный, понятный и адресный, вплоть до указания ремонтируемых улиц. 

Давайте посмотрим бюджет другого соседнего города - Ярославля, где высока гражданская активность, население контролирует работу местной администрации, а Администрация этого города не диктует свою волю представительному органу (Думе), поскольку мэр  решением суда отстранён от должности и находится в предварительном заключении по подозрению в вымогательстве взятки.

Чиновников в Ярославле всего около 400 человек (городская администрация и 4 районных вместе) против 593 вологодских. Средняя з/п работника Администрации: 25 000 р./Ярославль и 35 000 р./Вологда. Население Ярославля всего в два раза больше, чем население Вологды. Бюджет же у соседей в три раза больше: 17,5 млрд. руб. против 6,3 млрд. руб. вологодского. Отдельно хочется отметить, что в Ярославле в результате усилий чиновников привлечено около 9 миллиардов рублей из вышестоящих бюджетов. 

Сильно бросается в глаза неравное соотношение некоторых трат бюджета: 
Например, на массовый спорт власти Ярославля готовы выложить в 5 раз больше, чем в Вологде (200 млн. против 40 млн.).
На ремонт квартир ветеранов, нужды ЖКХ, образование - то же пятикратное превышение.
Однако есть и экономия - на содержание администрации города превышение всего в 2 раза....

Но есть статьи, по которым Вологда впереди!
Например на СМИ в Ярославле в будущем году потратят 10 млн. руб. Это в 4 раза меньше, чем в Вологде. 
На спорт высших достижений у соседей запланировано около миллиона рублей против 56 миллионов в Вологде. При этом, в Ярославле профессиональных спортивных команд отнюдь не меньше, чем в нашем городе (ХК «Локомотив», ФК «Шинник»), да и играют они не хуже!
На обеспечение высшего должностного лица Ярославля (мэра) в 2015 году выделят 2,2 млн. руб. Это в 2 раза меньше, чем в Вологде. 
 

Название статьи расходов Сумма, руб. % от расходной части бюджета
Вологда Ярославль Вологда Ярославль
Всего расходов 6,3 млрд. 17,5 млрд. 100 100
На социальные нужды 1,226 млрд. 3,440 млрд. 19,5 19,7
Общегосударственные вопросы 446 млн. 856 млн. 7,1 4,9
На нужды ЖКХ 513 млн. 2,2 млрд. 8,1 12,6
На СМИ 40 млн. 10 млн. 0,6 0,06
На обеспечение деятельности главы города 5,5 млн. 2,2 млн. 0,09 0,01
Массовый спорт 40 млн. 200 млн. 0,6 1,1
Спорт высших достижений 56 млн. 1 млн. 0,9 0,006

Что мы видим из вышеприведенных цифр? Чиновники более богатого, чем Вологда Ярославля, работают меньшим числом гораздо эффективнее и вовсе не озабочены необходимостью собственного пиара. В относительном, процентном соотношении, власти соседнего города готовы выделять больше денег на нужды реального сектора, а именно ЖКХ, «социалку», массовый спорт, и экономят на административных затратах, праздниках, спорте высших достижений, главе города, ангажированных СМИ.

Ряд чиновников же Вологды малую, по моему мнению, эффективность работы компенсируют «Потемкинскими деревнями». Зачем сокращаться и повышать эффективность работы, когда на финансирование муниципальных СМИ запланировано, ни много ни мало, 40 миллионов рублей. Очевидно, что для обязательных публикаций муниципальных нормативно-правовых актов - это слишком большая сумма. Смею предположить, что львиная доля этих денег пойдет на пиар городской администрации и создание ощущения позитивных изменений.

Вывод:
Чтобы действительно, а не на словах меняться к лучшему, Вологде, прежде всего, нужен прозрачный, открытый и эффективный бюджет. Бюджет, в котором прописаны четкие обязательства Администрации перед своими гражданами, даны условия и обоснование выделения денег на различные статьи с понятным объяснением принимаемых бюджетных решений, реально применимые критерии оценки получаемых результатов. К сожалению, несмотря на свою кажущуюся «социальность», большинству этих критериев проект бюджета Вологды-2015 не соответствует, поэтому я не буду за него голосовать на сессии, которая пройдет 25 декабря.