«Учителя и врачи» - общая проблема стран бывшего СССР

[Блогово]

Советский союз рухнул в результате системного кризиса. В итоге на его территории образовалось пятнадцать «системных кризисов», государств, вынужденных (в силу переходного периода) пренебрегать развитием образования и здравоохранения. В итоге за последние двадцать пять лет политический мем «учителя и врачи» проник в программы практически всех политических партий стран бывшего СССР. 
Иногда очень интересно наблюдать за тем, как медицинская или школьная реформа проходят в той или иной бывшей союзной республике. Например, сегодня, когда в двенадцатимиллионной Москве в ходе реформы Собянина-Печатникова планируют закрыть около 28 медицинских учреждений из 60, можно вспомнить, как в двухмиллионной Латвии в 2008-2009 году (в ходе кризиса и ради того, чтобы избежать девальвации лата) были закрыты 24 из 49 больниц. Сегодня в Москве, правда, рубль от девальвации никто не спасает, скорее даже наоборот.

В течение года в Латвии назревает протест школьных учителей. 

Их митинг под окнами Сейма пройдет 11 декабря, в день, когда парламент страны в первом чтении будет принимать бюджет на 2015 год. Ожидается, что на акцию придут около 2000 учителей. В масштабах маленькой Латвии, особенно если сравнивать с 6000 протестующих на улицах Москвы врачей, это очень большая цифра. Российская пропаганда упоминает школьную проблему в Латвии сугубо в «языковом разрезе», сообщая, что за текущий год Центром государственного языка за плохое знание латышского оштрафованы уже 55 педагогов. Этот показатель втрое превышает цифры прошлого года. Учителя массово разучились говорить на государственном языке и штрафы от 35 до 280 евро и угроза увольнения их уже не пугает. Особенно пожилых, отдавших школе по 30 лет жизни. «Бабушка старая, ей все равно». В социальном же аспекте протесты учителей никто не рассматривает. Системы школьного образования в Латвии и в России не сравниваются ,общие проблемы не подчеркиваются.

Суть же протеста латвийских учителей в следующем.

Уже в течение нескольких лет индексация зарплат в сфере образования фактически заморожена. В 2013 и 2014 годах около 78% учителей так и не увидели прибавок к окладу. 86% учителей считают, что государство не ценит их труд и не мотивирует на качественную работу.  Поскольку правительства в Латвии за последний год менялись достаточно часто, то каждый новый кабинет министров обещал заняться данной проблемой. Еще в 2012 году министр образования Роберт Килис предлагал уволить 6000 из 28000 учителей, за счет чего оставшимся как раз и поднять зарплату. Рецепт не новый. Сегодня самая низкая ставка учителя в Латвии 398 евро, средняя 420 евро, при этом МРОТ на будущий год установлен в размере 360 евро, то есть минимальная оплата труда учителя не сильно отличается от минимальной оплаты труда вообще, например кассира или грузчика, на которых не надо учиться 4 года в высшем учебном заведении. Курсы кассира, кстати, длятся 90 часов. 

12 мая в Риге прошла первая в этом году крупная акция учителей, которая собрала почти 7000 человек. На плакатах было написано : «Качественное образование стоит денег», «Выплатите обещанное работникам образования и науки», «800 евро как в Эстонии», «Оплачивайте все обязанности», «Мотивация равна квалификации».К протестующим вышла министр образования Ина Друвиете («Единство»). В ходе общения под камеры было обещано, что в бюджете будущего года будет прописано 10% увеличение учительской зарплаты. Но на бумагу обещание не попало. На днях премьер-министр Латвии Лаймдота Страуюма «перечитывала» предвыборную программу «Единства» и ничего про 10% увеличение там не нашла.

Однако учителя требуют не столько 10% увеличения зарплаты, сколько оплаты уже выполненных обязанностей. В Латвии сегодня действует модель «деньги следуют за учеником». В итоге за одни и те же обязанности учитель из школы, в которой 300 учеников и учитель из школы, в которой 800 учеников, могут получать совсем разные деньги. К тому же несовершенна и система «подсчета труда» учителя. На подготовку, к примеру, к 21 уроку в неделю учителю выделятся 2 часа оплачиваемого времени. За эти два часа надо подготовиться к уроку, сюда же входит и проверка тетрадей, ведение электронных дневников, дежурство. Все это не оплачивается. Ведь не бросишь проверять контрольные, как только истекут два часа оплаченного времени? В среднем государство не вознаграждает от 13 до 18 часов труда учителя в неделю, или в среднем до 55,6 часов работы в месяц, за что и задолжало на данный момент каждому педагогу месячные 341 евро. Этих денег и требуют учителя. Для того, чтобы их получить – необходим переход на другую систему. Новый министр образования Марите Сейлэ (беспартийная, выдвинута «Единством»), которая только месяц в должности, утверждает, что денег ни на 10% повышение зарплаты, ни на сиюминутную реформу в бюджете нет. Латвия страдает из-за санкций, к тому же правительство взяло на себя обязательство перед НАТО довести оборонный бюджет до 2% от ВВП. Образование опять остается на обочине.

На увеличение зарплат необходимо около 36 миллионов евро. Деньги по российским меркам смешные, но в Латвии дети хотя бы не гибнут от того, что замерзают насмерть по дороге из школы домой, как это случилось на днях в Иркутской области.

На данный момент латвийское государство выделило только 3 миллиона евро. По подсчетам LIZDA (Латвийского профсоюза работников образования и науки) этих денег хватит, чтобы увеличить зарплату учителя в течение года на 1 (один) евро. Сейчас новая модель, которая должна быть внедрена 1 сентября 2015 года, проходит апробацию в 60 школах страны. Она предполагает переход на полную 40-ка часовую рабочую неделю, так как многие учителя работают на полставки. 40 часов будут включать в себя и уроки, и подготовку к ним, и дополнительные обязанности. Учителя ведут «дневники времени» и тщательно записывают, сколько часов на что они потратили. В рамках новой модели, скорее всего, если одному учителю придется оплачивать не 2 часа «внеурочного» труда, а все 18 часов, неизбежно ожидаются сокращения учебного персонала. Удивительно, но профсоюз учителей согласен с тем, что сокращения преподавателей и оптимизация школ необходима.

При этом министр Марите Сейлэ не утверждает, что в Латвии избыток учителей. Плотность население в республике маленькая, поэтому встает вопрос, как дать качественное образование в небольших и сельских школах. Ведь не закроешь единственную школу в ПГТ или в деревне? 

До кризиса Латвия имела самое высокое соотношения учителей на одного ученика в ЕС, на одного учителя приходилось всего шесть учеников, сегодня на одного учителя приходится 16 человек. Эту цифры все же хотят немного «отыграть назад», до 13 учеников на одного педагога.

На днях в одном утреннем шоу премьер-министр Латвии Лаймдота Страуюма, видимо не выспавшись, посоветовала учителям подрабатывать лесниками. «Директор школы, например, мог бы одновременно быть и бухгалтером, а учителя – получить квалификацию сотрудников Службы поддержки леса». Собственная же партия попросила премьера больше так не шутить.

Сегодня Латвия тратит на школьников вдвое меньше, чем в среднем по ЕС. В 2013 году на одного школьника в рамках основного образования было потрачено 3704 евро, а в среднем по ЕС – 6297 евро. На одного школьника в рамках среднего образования 3579 евро, в среднем по ЕС – 6650 евро. На одного студента – 5506 евро, в среднем по ЕС – 9474 евро в год. Расходная часть бюджета 2015 года увеличена на 133 миллиона евро, из них на образование пойдет 20 дополнительных миллионов. Но этих денег недостаточно. Профсоюз во главе с Ингридой Микишко планирует давить на правительство до конца. Если после акции 11 декабря зарплаты не будет подняты на 10% , то планируется краткосрочная забастовка, а потом и всеобщая, например, в день весенних экзаменов.

Скорее всего, гражданское общество в лице учителей добьется не только банальной прибавки к жалованию, но добьется и пересмотра самом системы оплаты труда «деньги следуют за учеником», которая уже привела к слиянию и оптимизации многих школ в республике, в том числе и русских школ.