...«Создание условий для развития открытого и активного гражданского общества»...

[Блогово]

С ног на голову
Поскольку более 5 из 6 млрд. рублей бюджета г. Вологды направляются на реализацию задач, определенных муниципальными программами, поставил целью разобраться с принципами определения размера финансирования и критериями, по которым распределяются выделенные средства.

Начал, с самой интересной для меня и как показалось, самой простой и понятной программы: «Создание условий для развития открытого и активного гражданского общества».
Но не тут-то было! Информация, полученная при изучении, повергла в недоумение и легкий шок. Начнем с самого начала: название программы вступает в прямое противоречие с ее содержанием. 
Ведь что такое гражданское общество? 

Это, в первую очередь, среда, в которой созданы условия, обеспечивающие:
- соблюдение прав и свобод, гарантированных гражданам;
- развитие гражданской самоорганизации во всех ее проявлениях, в том числе, и оппозиционных;
- обеспечение реального участия граждан в политике, независимо от их убеждений.
Основной принцип гражданского общества: государство для человека, а не человек для государства. 

В гражданском обществе решения, касающиеся вашей жизни, принимаете вы сами, в политизированном обществе - эти решения принимаются за вас! Правовая регуляция взаимоотношений в правовом государстве и гражданском обществе осуществляется по принципам: для власти – запрещено все, что не разрешено законом; для граждан - разрешено все, что не запрещено законом.

Гражданское общество - это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций. И главные слова здесь "САМОПРОЯВЛЕНИЯ", "СВОБОДНЫХ" и "ДОБРОВОЛЬНЫХ"!

А данная программа, по моему мнению, изначально направлена на манипулирование общественным сознанием и создание «правильного» (выгодного администрации города) общественного мнения, оказание возмездных услуг в виде имитации общественных мероприятий. 
Кроме того, даже если не вдаваться в смысл, по порядку, стилю и форме изложения эта программа неудобоварима для восприятия.
Несмотря на все вышеперечисленные «достоинства», на ее реализацию предлагается выделить 461 миллион рублей!

Итак, начнем по порядку: любая программа начинается с постановки цели, понятных задач и определения ресурса необходимого для ее выполнения.

Цели
Цель вышеназванной программы – «создание условий для формирования открытой, активной и дружелюбной городской среды». Если обратиться к известной методике целеполагания SMART, то цель должна быть конкретной, измеримой, реалистичной, определенной по времени. Получается, что здесь дело обстоит ровно наоборот. 

Например, если ваша цель купить автомобиль, то он конкретного класса и понятной стоимости для покупки в определенный срок. В нашем же случае цель состоит в «создании условий». Как это измерить, проконтролировать? Какие критерии оценки, какая шкала координат? Об этом в программе – ни слова. А отсутствие четко определенной цели и понятных критериев оценки дает возможность манипулировать результатом, а значит дает возможность бесконтрольных трат! Ведь на «создание условий» можно потратить и 100 рублей и 100 миллионов. 

Задачи
Теперь о задачах. Они должны разбивать цель на понятные и четко определенные составляющие (шаги), чтобы было понятно, как к ней идти. А какие задачи ставит городская программа? Смотрим: 
- Создание условий для повышения гражданской активности и участия населения в решении вопросов местного значения на принципах информационной открытости деятельности органов местного самоуправления муниципального образования «Город Вологда». 
- Создание условий для повышения гражданской активности и развития потенциала молодых людей, самоопределения молодежи, вовлечение молодежи в решение вопросов местного значения муниципального образования «Город Вологда». 
То есть: для «создания условий для формирования городской среды», надо «создать условия для повышения гражданской активности и участия населения». То есть – масло масляное.
В общем, что нужно делать лично мне или другому конкретному горожанину, для реализации прописанных задач - не понять.

Целевые показатели
Целевые показатели программы – это вообще нечто. Хотя в них начинают прояснятся истинные цели.
Среди них: «Общее количество материалов о деятельности органов местного самоуправления муниципального самоуправления «Город Вологда», социально- экономическом и культурном развитии города Вологды в средствах массовой информации и информационно - телекоммуникационной сети «Интернет», а также «удовлетворенность жителей города Вологды информационной открытостью органов местного самоуправления муниципального образования «Город Вологда». 

Не знаю как вы, но я никогда не поверю, что это способствует развитию открытого и активного гражданского общества ( в редакции Администрации «повышению гражданской активности и участия населения»).  
Вообще абсурд! Нам предлагается контролировать реализацию программы по количеству опубликованных Администрацией материалов о собственной деятельности. Кстати, как измерить «удовлетворенность»? У авторов программы ответа на этот вопрос нет).

Получается, если бы нужно было оценить поэта, то по предложению автора программы для положительной оценки достаточно увеличения автором количества его публикаций! Количество негативных/позитивных отзывов читателей - не важно.

Ожидаемые результаты
И ожидаемые результаты тоже настораживают:
- к 2020 году планируется «увеличение общего количества материалов о деятельности органов местного самоуправления муниципального образования «Город Вологда», социально-экономическом и культурном развитии города Вологды в средствах массовой информации и информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» на 40,4%; 

- увеличение темпа прироста удовлетворенности жителей города Вологды информационной открытостью органов местного самоуправления муниципального образования «Город Вологда» на 57,1%;

- увеличение количества реализованных общественных инициатив на 150%» .

Просто прекрасно. Только непонятно, как увеличение материалов о работе чиновников связано с созданием активного гражданского общества? Непонятно также, чем составители программы измеряют «удовлетворенность» вологжан. Ни о критериях, ни о  каких-то социологических исследованиях  в программе не сказано ни слова!

Аналогичный вопрос можно задать и про инициативы. Что считать общественной инициативой? Сколько их было на старте программы? Какие инициативы учитывались? Выход на субботник – это «реализованная общественная инициатива» или реализованная инициатива Администрации города? Если в 2014 году реализовалась одна общественная инициатива, а в 2020 две - то это прирост в 200% и супер результаты?

Неприятные выводы
Создается впечатление, что изученный мною документ, в самом легком варианте возможного умысла – это непрофессиональная отписка и набор общих фраз, призванный хоть как-то легализовать трату городских денег на пиар-кампании некоторых чиновников. Вот только что этот «труд» призван скрыть? При внимательном взгляде ясно видно: «Король то - голый»! И хорошо, если это «всего лишь» некомпетентность или халатность, а не попытка «нецелевого использования средств группой должностных лиц по предварительному сговору»! 

Если рассматривать самый худший возможный умысел, то эта программа служит другим целям – взятию под контроль гражданского общества, окончательной ликвидации конкуренции среди СМИ и установлению над ними тотального контроля. 

А при контролируемых СМИ чиновникам можно не работать, ведь за деньги, получаемые от подобных программ, СМИ всегда оправдают их в глазах вологжан. Уже на сегодняшний момент в этом документе и других отчетах с гордостью утверждается, что Вологда-Портал и подконтрольные городским властям СМИ за бюджетные деньги, то есть за наш с вами счет, генерируют в сутки до 40 новостей. Но новости эти направлены на воспевание «героизма и самоотверженности» работников Администрации г. Вологды. Мы слышим: «Вологда меняется к лучшему», пробираясь через разбитые дороги и дворы! И пропаганду, не имеющую ничего общего с реальностью, планируется значительно усилить! За наш с вами счет!

Из всего вышесказанного напрашивается следующий вывод: авторы подобных документов сознательно запутывают нас, меняя местами причину со следствием, переворачивая все с «ног на голову». 
Есть незыблемый принцип - хорошие новости должны быть следствием хороших дел.  Путь к созданию искусственных инфо-поводов, которого придерживается Администрация города, ведет к появлению иллюзий - потемкинских деревень! Но разве красивые новости помогут построить детский сад или отремонтировать двор? Разве увеличение публикаций сделает наше общество «удовлетвореннее»?  Конечно, нет, даже если заплатить за них полмиллиарда рублей.

Таким подходом к делу можно получить только город, в котором вконец зомбированные люди бредут среди мусора, по разбитым дорогам, к разваленным домам, завешанным плакатами «7 чудо света» и, повторяя про себя, как заклинание: «Вологда меняется к лучшему-у-у....»

Мои предложения

1)    Программу в данной редакции отменить (аннулировать), все средства направить на финансирование тех услуг, в которых нуждается большая часть вологжан. 
2)    Чиновников, ответственных за ее составление, отстранить от деятельности связанной с написанием программ из-за отсутствия требуемой по закону квалификации.
3)    Поручить написание новой программы на 2016-2021 гг. профессионалам при участии всех желающих горожан и обязательным приглашением в эту работу все без исключения общественные организации. Готов сам подключиться к этому процессу и включить в нее ряд опытных экспертов на бесплатной для бюджета города основе.
4)    В программе обязательно учесть и подробно прописать следующие вопросы: 
·      привлечение широкого круга граждан к городским общественно-политическим процессам; 
·      создание понятного и открытого механизма взаимодействия общественных организаций с органами местного самоуправления.
·      обеспечение условий для развития независимых СМИ и доступности (по понятным критериям) городских СМИ для всех без исключения общественных деятелей и организаций; 
·      обеспечение прозрачности и честности выборов. Тоже и при формировании органов общественного контроля; 
·      обеспечение полной открытости и понятности для граждан бюджетного процесса; 
·      выделение грантов (по понятным критериям и на конкурсной основе) для общественных организаций;
·      изменение принципов деятельности МАУ «Вологда-Портал». Это муниципальное учреждение не должно подменять информагентства и по факту конкурировать с независимыми СМИ. 

Текст программы :

http://vologda-portal.ru/oficialnaya_vologda/index.php?ID=276590&SECTION_ID=173