Проза на "Плюсовой поэзии"

[Блогово]

Закончился фестиваль «Плюсовая поэзия», самое время осмыслить произошедшее и поделиться впечатлениями. В этом году мне удалось побывать на двух мероприятиях – семинар прозы и критики и час короткой прозы «Сестра таланта».

Семинар, по отзывам участников фестиваля, стал одним из самых ярких событий «Плюсовой». Как-то все сложилось в этом году по-особенному: очень талантливые авторы представили произведения не просто интересные, но еще и актуальные. Не люблю это модное словечко, но что называется, некоторые прозаики оказались «в тренде». Именно поэтому я хочу рассказать о нескольких текстах более подробно. Они заслуживают того, чтобы их прочитали не только ведущие и участники семинара. Рекомендую эти рассказы всем без исключения любителям чтения.

Сделаю две маленькие ремарки. 

Первая: обращаю ваше внимание, что, вполне возможно, сами прозаики не ставили перед собой цели создать рассказы на злободневные темы. Но автор предполагает, а литература располагает, есть текст, а есть контекст, в том числе социально-исторический, и вот здесь писатель бессилен как-либо повлиять на восприятие своего произведения в русле времени.

Вторая: простите, пожалуйста, авторам возможные маленькие ошибки и некоторые шероховатости в этих текстах. Рассказы пока не прошли корректорской и редакторской правки. В ней нуждаются абсолютно все писатели и поэты, включая классиков, но никто из профессиональных редакторов\корректоров не будет такую правку делать бесплатно до тех пор, пока произведение не одобрят к публикации. Я надеюсь, что эти рассказы с семинара когда-нибудь будут напечатаны. Они этого достойны.

Игорь Панасенко «Спасатель»
http://www.proza.ru/2014/10/15/962

Перед нами повесть, целиком и полностью основанная на вечных библейских сюжетах и образах. И тем не менее между строк в ней «зашифрованы» главнейшие вопросы дня сегодняшнего. Некий бомж (популярная фигура в современном искусстве) встречает странного человека, представившегося как Спасатель. А вот дальше между персонажами начинается диалог на актуальнейшую в наши дни тему: чем истинная вера отличается от «православия головного мозга»?

Вы заметили, как часто образ священника или монаха в последнее время появляется в кино - от знаменитых «Острова» и «Попа» до одноразовых сериалов? В книгах – от «Лавра» Евгения Водолазкина и «Несвятых святых» отца Тихона Шевкунова до слезливых дамских детективов? Это потому что церковь активно интегрируется в жизнь общества, а православие преподносится как альтернатива коммунистической государственной идеологии. Эти исторические процессы влияют, в том числе и на искусство слова тоже. 

В повести Игорь Панасенко исследует важнейшую тему: всяк ли имеет право назваться верующим из тех, кто кричит о своей вере? Таких «кричащих», но на самом деле жестоких и страшных людей, не принимающих законов любви, во все времена было много. В эпоху Нового Завета их называли «фарисеями» и «книжниками», в наших дни как раз про таких и говорят, что у них «православие головного мозга». Соединяя вечное и современное, автор заявляет о вещах, которые так или иначе, рано или поздно коснутся или уже коснулись каждого россиянина начала XXI века.

Проза Игоря Панасенко сценарна и очень образна: автор не рассказывает, но показывает жизнь своих персонажей. Единственное замечание и пожелание – разбить повесть на главки, хотя бы чисто графически (а можно и дать названия, более четко прописать хронологию), чтобы было удобней читать.

Михаил Гречанников «Свободный выход» 
http://www.proza.ru/2014/10/22/1125

И вновь актуальные темы, вновь вечные образы. Действие рассказа «Свободный выход» происходит в психотерапевтическом интернате (любое учреждение закрытого типа в любом литературном произведении – это маленькая модель государства и шире – мироздания). Врач – царь и бог – по правилам содержания «клиентов» не имеет права закрывать вход (автор в тексте обращает внимание читателя на этот важный нюанс: не психбольница, а именно интернат, ограничивать свободу передвижения внутри такого заведения персонал не имеет права). Однако доктор нарушает запрет, чтобы спасти своих подопечных от самих себя. 

Зачем и почему? Этот конфликт прозаик анализирует в тексте: можем ли мы лишать свободы человека – пусть даже больного – ради его же блага? Извините за тавтологию, но это больной вопрос всей российской истории. Раковая опухоль нашего самосознания. Наш народ из века в век как писал СашБаш, гнали «к свету по этапу, к счастью под плетями». Да и в быту каждый знает, кому из соседей, родных, друзей, какие «выходы» стоило бы перекрыть, то есть чисто по-обывательски: кому с кем спать, кому и как работать, кого за что наказать, а кого поощрить. Таково наше стадное тоталитарное мышление. Далеко и за примерами ходить не надо: новость сегодняшнего дня - на полном серьезе один из депутатов Госдумы предлагает принять закон, ограничивающий права родителей при назывании новорожденных детей в ЗАГСе. А цель, конечно, благая: чтобы «неумные» родители не присвоили малышам неблагозвучные или труднопроизносимые имена.

Михаил Гречанников не предлагает готового «правильного» ответа. Не диктует своего мнения. Но сейчас, когда россиян опять убеждают, что «свободный выход» стоит сделать менее свободным «ради вашего же блага», этот рассказ приобретает особо острое звучание. Он дает массу поводов для размышления.

У Михаила запоминающийся стиль – минимум эпитетов, максимум глаголов, причем очень точных и емких. Особый типаж автора в тексте – ироничный, но не злой, сочувствующий, но при этом отнюдь не жалеющий своих персонажей. И очень хорошо выстроенные сюжеты. Михаилу нужно всего лишь не забывать об описаниях: в некоторых случаях без них просто нельзя обойтись.

Александр Зачесов «Заколдованный день» http://www.proza.ru/2014/01/02/1981
"Музыка для Ричарда Питта» http://www.proza.ru/2014/01/20/575

В данный момент детские издательства находятся практически в постоянном поиске новых авторов. Но желающих писать для ребят по-прежнему не очень-то много, хоть уже и не так мало, как в 90-е годы. 23-летний Александр Зачесов обладает идеальным для детского прозаика взглядом на мир, а также очень удачным стилем изложения. Все то, что обычно ставят в вину взрослому автору, в детских произведениях из недостатков становится достоинством. Приведу пример: простой синтаксис во взрослой прозе – это чаще всего минус (хотя бывают и исключения), а в детской – огромный безусловный плюс. Когда ребенок только-только научился складывать слоги в слова, а слова в предложения, глупо надеяться, что он оценит красоту замысловатых изысканных периодов на полстраницы длиной.

Для детей Зачесов пишет просто, но не примитивно, легко, но не легковесно. Ровно так, как нужно, учитывая особенности возрастной психологии. Он умеет фантазировать, находить неожиданные повороты сюжета, играть с читателем, и, наконец, что особенно важно, он умеет писать для аудитории разного возраста. Его сказка «Заколдованный день» предназначена для ребят от 7 до 13 лет примерно, а рассказ «Музыка для Ричарда Питта» подпадает под редкую и очень-очень сильно востребованную ныне категорию произведений для молодежи (от 15 до 20 лет). 

Александру сейчас стоит потратить максимум усилий на то, чтобы найти свой собственный, неповторимый общий язык с самой непростой читательской аудиторией.

Хочется также отметить: 

- деревенскую прозу Александры Клюкиной: в своих текстах автор сохраняет очень ценный пласт крестьянской культуры; http://www.proza.ru/2014/10/25/1916

- рассказ-пьесу Павла Громова, который поставил весьма удачный эксперимент над жанрами;http://www.proza.ru/2014/10/22/1130

- историю любви «Концентрат жизни» Карины Хачатрян. http://www.proza.ru/2014/01/21/2309

Из авторов, участвовавших в мероприятии «Час короткой прозы «Сестра таланта», мне наиболее понравился рассказ Алексея Муратова. Алексей - автор очень качественно сделанной военной прозы. В ней нет ни лишнего надрыва, ни показного бесчувствия. Автор ясно и просто рассказывает о том, что даже на войне есть возможность остаться порядочным человеком. А, может быть, постановка вопроса должна быть несколько другой – именно на войне и дОлжно особо тщательно хранить понятия о чести и достоинстве, чтобы остаться людьми, несмотря на экстремальные обстоятельства. Вот ссылка на страничку Алексея Муратова http://www.proza.ru/avtor/djcnjr Здесь можно почитать его произведения.

О других мероприятиях «Плюсовой» рассказать не смогу, поскольку просто не была на них, но уверена, что мои коллеги восполнят этот пробел в своих блогах, литературных дневниках и комментариях в социальных сетях.

Остается только поблагодарить авторов, принявших участие в семинаре прозы и критики, а также ведущих – Галину Щекину и Елену Юшкову – и «корпус критиков» (по выражению Галины Александровны), в который вошли Елена Титова, Валерий Архипов, Нина Писарчик.