Вологда с воды, с высоты птичьего полета и просто так

[Блогово]

Первым делом в Вологде мы пошли на пристань. Вот ровно на эту.

Только Батюшкова с конем и красивой девушкой-музой там раньше не стояло.


памятник Рубцову. Отсюда он, кстати, лучше всего смотрится.

Церкви Димитрия Прилуцкого на Наволоке — холодная и теплая,— расположенные на низком левом берегу реки Вологды, ранее обычно затопляемом в половодье и потому издревле называвшемся «наволоком», образуют необычайно живописный храмовый ансамбль. Сооружение рядом двух храмов — более крупного холодного, предназначенного для службы в летний период, и обычно небольшого теплого (зимнего), действующего круглый год, типично для русского Севера. (про Спасо-Прилуцкий монастырь  будет все-таки отдельная тема)

Относительно времени построения Златоустинской (Мироносицкой) церкви существуют различные сведения. Некоторые авторы относят церковь к началу XVIII века, другие считают, что этот храм мог быть построен и в XVI веке.

а потом мы пошли к Софийскому собору и полезли на колокольню - посмотреть на все это сверху.
 

Вологодский Кремль начал возводится в XVI веке по приказу Ивана Грозного. Планируемая территория в 2 раза превосходила территорию Московского Кремля. Закладка каменной крепости проходила 28 апреля 1565 года, в день святых апостолов Иасона и Сосипатра. Это событие впоследствии дало другое название Вологде — Насон-город.

Что на славной реке Вологде,
Во Насоне было городе,
Где доселе было – Грозный царь
Основать хотел престольный град...

Сооружение вологодского Софийского собора связано с именем Ивана Грозного. Предание рассказывает, что Иван Грозный, которому очень полюбилась Вологда, пожелал сделать ее своей северной резиденцией и даже столицей опричнины. При нем в Вологде началось большое каменное строительство. Софийский собор строили с особой тщательностью и под личным наблюдением Ивана Грозного.

Именно Софийскому собору приписывает молва разрушение грандиозных планов Ивана Грозного в отношении Вологды. Существует легенда о том, что когда царь посетил собор, из его кровли вывалился камень и повредил государю голову. “От чего” - как говорит летопись - “великий государь опечалился .... и повелел церковь ту разобрать. Но затем, всё же, сменил гнев на милость”.
Когда царь о том кручинился,
В храме новоем похаживал,
Как из свода туповатова
Упала плинфа красная,
Попадала ему в голову,
Во головушку во буйную,
В мудру голову во царскую...

(гид на кораблике рассказывал, что отговорил разрушать святую Софию кто-то из местных вологодских старцев-праведников. Все удивлялись - как это ему удалось? когда нашли мощи - оказалось что был он могучего телосложения и под два метра ростом. Пойди не послушайся!)


архиерейское подворье

вот и мы так плыли


Церковь Святого Благоверного Князя Александра Невского (до 1869 года-Николая Чудотворца)

Но ногами все-таки тоже нужно погулять. Можно много интересного найти.
В XVI-XVII веках на месте современного архитектурного ансамбля, состоящего из церквей Ильи Пророка и Варлаама Хутынского, был небольшой монастырь, упраздненный в 1738 году. До 1780 года на месте церкви Варлаама Хутынского существовала небольшая каменная церковь, которая была до основания разобрана и перестроена.

Современная Варлаамо-Хутынская церковь отражает влияние раннего петербургского классицизма , это новое архитектурное течение начинает распространяться в Вологде в конце XVIII века. Можно с большой уверенностью предположить, что эту церковь, если не строил, то проектировал незаурядный столичный мастер. Об этом говорят блестяще проработанные детали убранства здания и особенно стройная, легко вздымающаяся вверх колокольня. Одинокое в архитектурном отношении положение церкви, среди пятидесяти остальных церквей города ( кроме церкви Николая Чудотворца на Сенной площади), подтверждает это предположение. Впрочем, присутствие в Вологде подобных по стилю гражданских построек (см. ниже гостиницу "Золотой якорь") позволяет предполагать, что архитектор мог быть и местным жителем.

это мы к Мироносицкой церкви ногами пришли

Церковь Иоанна Предтечи находится на юго-восточной стороне площади, называвшейся прежде Спасской, или Сенной, на которой располагались еще три храма. Церковь называлась Иоаннопредтеченской по главному престолу холодного храма во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи; а «Рощенской» — по местности, на которой находилась, называвшейся прежде Рощеньем, возможно, от бывшей здесь в старину рощи.

Самое древнее указание на существование этой церкви, еще деревянной, относится к 1618 году. Уже тогда церковь принадлежала к числу наиболее посещаемых и богатых храмов Вологды

Церковь Сретения на Набережной является одним из интереснейших памятников города. Она привлекает внимание своим подчеркнуто нарядным, декоративным обликом, выделяющим ее среди прочих храмов Заречья.
Время построения деревянной Сретенской церкви точно не установлено, но известно, что она существовала уже в 1656 году. В память о бывшей деревянной церкви с тремя престолами, по сторонам каменной одноименной церкви были поставлены три тяжелых обтесанных камня с крестиками наверху. Каменная церковь Сретенья на Набережной была построена в первой половине XVIII века, имя мастера, строившего ее, неизвестно.

Церкви - это хорошо, но я всегда люблю поискать какие-нибудь интересные домики.


На нынешней площади Революции находилось три из семи гостиниц дореволюционной Вологды. Самой респектабельной был «Золотой якорь», построенный в 1868 — 1875 годах купцами Брызгаловыми.

Благодаря маленьким простенкам между окнами «Золотой якорь» кажется состоящим из сплошных окон. Циклически повторяющиеся элементы не сразу позволяют заметить отдельные интересные детали. На этом здании находятся единственные в Вологде кариатиды, редкие для города львиные маски и «сервизы» из ваз на крыше.


Это, между прочим, часовня Арсения Комельского.

Точных данных о дате основания часовни нет. Считается, что построена она на средства Арсениево-Комельского монастыря, располагавшегося на территории Грязовецкого уезда. Сооружение каменной часовни завершено в начале ХХ века. В ее архитектуре повторяются готические элементы колокольни Софийского собора. Скорее всего, автором проекта часовни был губернский архитектор В. Н. Шильдхнехт, надстроивший соборную колокольню до нынешней высоты.Закрыта часовня в 1924 году. В конце 1920-х годов с нее сняли кресты. В 1930-х годах в ней обосновалась контора артели инвалидов «Новый путь».

Так и не поняла, что за дом. Но мне он понравился.


Слева - университет. Справа - водонапорная башня (конец 19-го века)

А рядышком - памятник птице-говоруну.

Ну и, конечно, в Вологде хочется резного чего-нибудь.

Дом Бутыриной. Чисто вологодский традиционный тип дома «в два этажа с балконом» 1902 года постройки. Такие, как этот и соседний с ним дом №20, задавали ритм улиц и формировали уникальную городскую среду, сейчас почти утраченную.

Дом украшен наличниками с пропильной и объемной резьбой, угловыми пилястрами, резным фризом. В балконе интересны витые колонки и двери с криволинейными дробными филенками и накладной резьбой в виде стилизованных виноградных гроздьев.

Еще некоторое количество симпатичных деревянных домиков. Сразу скажу - это мой личный выбор, их на самом деле больше. И есть более заслуженные.


Дом Пантелеева Трехэтажный купеческий особняк 1852 года постройки. Расположение на Т-образном перекрестке обуславливает различное композиционное оформление уличных фасадов. Дом, традиционные деревянные ворота, последний сохранившийся в городе каретник на лужайке двора образуют уютную усадьбу – заповедный уголок старой Вологды. В 2010 году дом «снимался» в фильме «Банкрот» по пьесе А.Н.Островского.

В этом доме находится симпатичный музей "Мир забытых вещей"

Ну, и на последок памятник букве "О". Вместе с моим юным филологом, для которого местный выговор оказался неким потрясением.

P.S.конечно, это не все. Церквей там больше, есть новенькие, с иголочки. Есть наоборот - почти разрушенные. Есть всякие креативные современные памятники и красивые, с выдумкой клумбы. Город во всех отношениях приятный и достойный посещения.