Все зависит от нашего отношения

[Блогово]

Отчеты об отправке детей в школу напоминают документальные кадры проводов на фронт. Под несмолкающий плач Ярославны. Иногда добавляется черный юмор, проклятия или обеты – в соответствии с личным вкусом автора.
Удивительно, что чаще всего о школе говорится как о некоем неизбежном зле, которое склонив голову (или напротив, высоко подняв ее) нужно принять. Удивительно, потому что в других областях пассионарность большинства моих френдов не вызывает у меня ни малейшего сомнения. А тут – как будто находит коса на камень, как будто специально устраивается соревнование: у кого более жуткие впечатления от школы ребенка и у кого больше (глубже, шире) чаша терпения. «Держите меня трое, двое не удержат!.. Еще немного и я перейду на домашнее обучение! Еще немного и я поговорю с директором! Еще немного и я напишу министру! Еще немного – и я не знаю, что сделаю с этой школой!!!»
А вот интересно: еще немного – это сколько? Действительно: что должно произойти, чтобы родители начали серьезно относиться к своей функции (извините уж за такую формулировку) и влиять на образовательный процесс своих детей? Не принимать все как есть, а именно формировать процесс и влиять на него. Я говорю о тех самых людях, которые, между прочим, являются главными заказчиками этой услуги. Вряд ли я открою Америку если скажу, что родители (если, конечно, они и вправду всерьез озабочены проблемами школы) вовсе не обязаны терпеть. Ни учительского хамства, о котором написал один из моих друзей, ни причесывания всех под одну гребенку, о котором упомянул другой, ни политических инсинуаций, которые описывает третий, ни–че-го. Если вы всерьез.

Так хочется сказать: «И не стыдно вам? Не обидно вам? Вы зубастые, вы клыкастые…»
Или никакие не клыкастые вовсе? Или только вид делаете? Да еще и отговорки замечательные придумываете: как же он (а) жить-то будет, если не пройдет через «встал-замолчал-глаза на доску»? Ну, помилуйте, разве вы задаете этот вопрос серьезно? Разве действительно нужно на него отвечать? Ах,снова нужно – что ж, пожалуйста: Для человека будет только хорошо, если он не пройдет унижений и насилия в детстве. Чудесно будет, если с раннего возраста он будет понимать, что и зачем он учит, если научится понимать, что ему интересно и т.д. Уж сколько страниц на эту тему писано, и вашим покорным слугой в том числе. Но как будто все мимо. И потому я осторожно задаю себе вопрос: «А не являются ли все эти разговоры играми лукавых взрослых, в том числе некоторых моих добрых знакомых? Не желание ли это быть в тренде? Да и совесть вроде почище: мы же страдаем за них и вместе с ними?.. Не знаю. И судить не берусь. Но ощущение от всего этого «так себе».
Мне кажется, большинство родителей при всем понимании происходящего никак не могут до конца поверить в то, что сила – реальная сила на их стороне.
Ведь единственное, чего требует государство – это чтобы человек обязательно получал образование. Ну и, конечно, будучи не в состоянии сдержаться, организовывает и форму и содержание обучения так, как нужно ему, а не вам. Ну и что? Реагируйте, организовывайте свой учебный процесс! Возможность влияния родителей на образовательную систему воистину огромна.
Вариантов действительно много. Но если про каждый из них говорить «мне это не по плечу, это слишком сложно/долго/дорого», то ничего и не будет.
Мои знакомые в Калужской губернии поняли, что государственная школа их не устраивает, объединились несколькими семьями, да и организовали свою школу-общину. И отлично справляются. Да, естественно, им пришлось подумать, посоветоваться, кто-то из них полностью сменил жизненный уклад, ну так и ведь дети-то не чужие? И, кстати, и от процесса и сами от себя они теперь в полном восторге. На этом же пути находятся еще несколько известных мне семейных групп в разных концах России.
Перейти на домашнее обучение сегодня ничего не стоит: решили и перешли. Форм может быть сколько угодно – от индивидуального обучения до группового. От очного до дистанционного. И вовсе не обязательно это связано с огромными деньгами. Чаще – совсем не связано.
Считаете, что нет достойной альтернативы государственной школе – дело ваше. Влияйте напрямую на происходящее. Ребенку должно быть понятно, что вы на его стороне. Всегда. Что если и есть причины, по которым нужно в школе быть, это является предметом договора между ним, учителем и вами. Что учителя – тоже люди, которые бывают разными, что вовсе не обязательно принимать беспрекословно все, что нам предлагают. Что учителя можно поменять. Равно как и школу. И сами-то тоже поверьте в это. Если, конечно, вы озабочены всерьез…

Я, конечно, понимаю, просто так взять и уйти к другому учителю, тем более – на домашнее обучение, тем более открыть маленькую учебную группу, тем более – частную школу непросто. Непросто, но ведь возможно! Если вы всерьез...
Нет, ну правда – нет причин оставаясь недовольными или более того, считая происходящее страшным злом, оставаться в системе и этим поддерживать ее.

Еще раз: зло не является неизбежным, более того – оно вовсе не обязательно является злом, и может, если захотите, совсем не являться. Все зависит от нашего отношения. И действия.