Не бибикайте, если перед вами ученик!

[Блогово]

Сегодня читала в Сиэтле лекцию для учителей и родителей - о том, как учить детей математике, что делать - и чего НЕ делать.
Мне часто приходилось видеть, как родители выходят из себя, если их дети не могут справиться "с элементарным заданием". И ещё я замечала, что соседскому ребёнку или племяннику будут объяснять более спокойно и не напрягаясь, а вот то, что свой собственный сын, скажем, путает цифры 7 и 8, или при счёте пропускает 18, или до сих пор не выучил таблицу умножения - вот это многих бесит.

А сами вы часто учитесь с нуля чему-то?
Что вам при этом помогает больше всего, и что мешает и огорчает?
Если вы едете на машине по улице, а перед вами едет водитель-новичок со знаком "У", станете ли вы ему бибикать? 
Вряд ли.
Последствия могут быть непредсказуемы.
И если вы сами чему-то только недавно начали учиться, вы ждёте, вероятно, поддержки и помощи, одобрения, а не критики.

Легко ли водить, если рядом кто-то сидит и критикует каждое ваше движение?
И бубнит вам в ухо, что тормозить надо более плавно, и поворотник не включать настолько заранее?

А ведь именно так выглядит у многих семей "выполнение домашнего задания"!
Мама сидит над первоклашкой и критикует каждое его движение:
то он не ту букву написал, то палочка слишком длинная, то кружочек не слишком ровный...

Учитесь замечать хорошее, подчёркивать успехи и удачи, а не ошибки!

Сегодня в самом начале лекции я провела эксперимент: раздала каждому из родителей верёвочку и показала простую фигуру "комар".
После моего первого показа повторить смогли, кажется, двое из 20 человек. После второго показа - ещё трое.
Если медленно делать одновременно со мной - то смогли все.
Но как только я предложила попробовать без меня, самостоятельно, осталось опять трое.
А остальные или не помнили, с чего начать, или путались в последовательности движений.
Более того, даже те, кто выучили движения в самом начале лекции, к концу - снова забыли.
И это было очень убедительно для многих: 
когда осваиваешь новый навык, нужно уметь осмыслить его и разбить на много отдельных этапов, и нужно придумать себе метафору - как связать эти этапы между собой, и нужно много раз повторить, чтобы запомнить. И всё равно это не гарантия, что завтра вы сможете этот фокус воспроизвести снова.

У детей - та же история.
Один вчера понял идею умножения, сегодня снова забыл.
Другой вчера умел писать буквы Б и Д, а сегодня снова их путает.
Третий то пропускает при счёте 8, то снова помнит о нём.

А вы помните какие-то школьные сложности, которые мешали вам в детстве?
Какие-то темы, которые не давались?