А теперь про Кириллов

[Блогово]

Кириллов я люблю давно и беззаветно. Езжу туда каждый год. Вот и в этом году тоже (прямиком из Каргополя, да). Дальше - вот прям ОЧЕНЬ много текста и фоток. Часть фоток свежие, часть двухлетней давности. Есть несколько и еще более старых. Сделала сводный альбом, куда сложила невывешенное с Вологодчины. Заодно можно наглядно осознать разницу в фотографиях с Mark II и с обычной *овнозеркалки :)
 


Кириллов. Закат. Картинка для привлечения внимания.

***

Когда пришла пора покидать Каргополь, мы встали рано утром, собрали вещи, позавтракали и пошли по гребеням из борщевика и грейдера в сторону автостанции. Стояли тишина и благодать. Которые оказались обманчивыми, потому что на одной из центральных улиц мы были внезапно атакованы собакой.

На автостанции выяснилось, что автобусы до Няндомы в это время по субботам не ходят (разумеется, была суббота). И пришлось брать такси (1200 рэ наших кровных). Зато успели на поезд. И даже перед поездом осталось время погулять. Хотя этот пункт программы можно было легко опустить. Няндома — депрессивный город, где нет ничего, кроме тоски. И не такой правильной, провинциальной, романтического толка, как в Калуге, например. Это глухая беспросветная тоска с советским налетом. Кроме того, по слухам, в Няндоме легко схлопотать в няндому, потому что народ от означенной тоски злой. Поэтому про Няндому тут больше ничего не будет.

В Вологду мы попали часов около трех дня. Прямой автобус до Кириллова шел только в 18.30 (что поздно; ехать там почти три часа). В итоге, сели в автобус на Липин Бор (меня чем-то очень радует название. Может, из-за того, что липовый цвет люблю. Да и в слове «бор» что-то эдакое есть). Вышли в 15 километрах от Кириллова. А там застопили какого-то доброго дяденьку (помню, у него в машине звучали «Scorpions»). Кстати, на выезде из Вологды видели некий гостевой дом под названием «Горница». По виду он очень напоминал каргопольский и стоял почти в таких же гребенях. Может, это сеть, я думаю? :)

***

В Кириллове, как обычно, хорошо. Там Сиверское озеро и монастырь на берегу. Очень старый. Стоит с конца XIV века. Не весь стоит, конечно: тогда там только землянка преподобного Кирилла была.


Башня монастыря и вид на озеро. Вечер.


Примерно то же, но с другой стороны.

А вышло так. Шел Кирилл со своим другом Ферапонтом по белозерскому краю и все присматривал, где бы монастырь основать. Забрели они в какой-то момент на гору Мауру. Оттуда открывался чудесный вид. Тут им случилось знамение от Богородицы. И в виду того самого вида Кирилл вырыл себе пещеру и решил, что обитель будет тут, на берегу озера. А Ферапонту что-то не понравилось. Он отправился дальше, примерно через 19 километров остановился и основал Ферапонтов монастырь — на горке, между двух озер. Несмотря на то, что у Кирилла было одно озеро, а у Ферапонта — целых два и еще горка впридачу, они до конца жизни сохранили наилучшие добрососедские отношения.


Озеро Бородавское. Одно из тех, что досталось Ферапонту.

По приезде в Кириллов мы почти сразу пошли штыриться на закат под стены монастыря.

Сделали круг почета, посидели на бережке на Сиверском. Это вообще обязательный пункт программы. И не только для нас. Там почти всегда кто-то сидит. Неподалеку, например, расположился неизвестный батюшка, несколько православных дев и овчарка по имени Люкс (то ли в честь латинского «lux» - свет, то ли еще из каких соображений. Мне почему-то сразу вспомнились часы патриарха Кирилла :) Девы бросали камни в озеро, а собачко плыла туда, куда падал очередной камень.


Священство и девы.


Собачко уплывает в закат.

Периодически животное выбегало поближе к людям, от всей души отряхивалось.


Собачко отрясает.


А потом снова ударяется в заплыв, распугивая сиверских уток.

Через некоторое время закат и коньяк кончились, и мы отправились в гостиницу спать. Священство с компанией к тому моменту тоже удалились (видимо, у них все кончилось еще раньше :).

***

Следующий день был крайне насыщенным. Нужно было успеть съездить в Горицы, потом в Ферапонтово, а потом вернуться в Кириллов, чтобы вечером снова штыриться на закат. А это вам не Москва, где раз в пять минут можно словить маршрутку. Транспорт там ходит далеко не каждый день. Так что перемещаться есть смысл на такси или стопом. До Гориц за 150 рэ добрались на такси (вел его самый молчаливый таксист из тех, что я видела).

По дороге в Горицы как раз гора, откуда Кирилл с Ферапонтом глядели на озеро. 


Тот самый вид. Монастырь вдалеке.

Там на камне сохранился след ноги кого-то из них. А еще стоит деревянная часовня. В ней засохшие полевые цветы и пахнет яблоками. Иногда туда приходят монахини из монастыря: по крайней мере, раньше так было. Приходили и пели. Вот представьте: вечер, закат, гора в лесу со следом от ноги преподобного, комары, наконец! А она — поет.

В этот раз мы на Мауру не успели, да и подниматься высоко, чего уж там. А вот в прошлом году, кажется, забирались.

В Горицах есть река Шексна и Воскресенский женский монастырь.


Дорога в Горицы. Вид на Шексну.


Церковь у монастыря. Очень ее люблю.

В Горицы заплывают большие телоходы. К ним приезжают большие автобусы, чтобы везти туристов в Кириллов и Ферапонтово.


Теплоход на Шексне.


Шексна - не только судоходная река, но и сами видите.

С некоторых пор Горицкий монастырь отдали церкви и он вполне себе действует. А в советское время там был клуб и просто жилые дома. Жилые дома есть до сих пор. В одном из них я побывала в 2003 году. Если подходить к монастырю не с официального входа, а огородами, то будет то ли дырка, то ли арка в стене — сейчас сложно понять, потому что стена в чудовищном состоянии (даже табличку с опасной зоной повесили). Дома, кстати, тоже.


Тот самый жилой дом.

Так вот, захожу я через арку-дырку, вдруг откуда-то сверху голос: «Дочка, хочешь варенья?». Там была бабушка, которая продавала туристам всякие домашние радости. Она зазвала меня в гости, продала варенья и соленых огурцов, а еще напоила чаем. Летом бабушка жила в Горицах, а в остальное время уезжала к семье в Новогород.

Два года назад я беседовала с другими жителями этих домов. Они жаловались на дурные условия и на наличие монахинь. Видимо, соседство у них куда менее дружественное, нежели было у Кирилла с Ферапонтом (вероятно, потому, что более тесное). Заодно в разговоре всплыла та самая бабушка. Жители сказали: «А, бабушка Зоя? Она умерла в прошлом году». А потом я вышла из монастыря. Было жарко и на дороге сидели какие-то колдыри. Я их снабдила ста рублями на опохмел и мы тоже о чем-то беседовали.


Местный житель.

А в последующие два визита я ни с кем из местных не беседовала. Зато в прошлом году мы с Хисом прятались от дождя в какой-то технической части того дома. Там царили мерзость запустения и какие-то матрасы. При свете фонаря на мобильном я решила исследовать пространство и двинула вглубь коридора. В глубине было что-то неприятное. Тут фонарь погас (вероятно, от отвращения). И чем именно это неприятное было неприятно, мы так и не узнали.

 

***


Монастырь. Вид изнутри.

Горицкий монастырь тоже старый — XVI, что ли, века. Туда в былые времена ссылали знатных особ вроде Ксении Годуновой и каких-то жен Ивана Грозного. Сейчас никого не ссылают. Все чинно, цветы и хозяйство. В качестве последнего фигурирует птичник со домашней птицей всех пород и мастей. Есть даже павлин.


Домашняя птица неизвестной породы. Каждой твари - по паре.


Обычный индюк.


Обещанный павлин. 

Часть монастырских зданий неплохо отреставрирована. Часть продолжает разваливаться. 


Частично отреставрированная церковь.

Рядом с отреставрированной церковью одна кошка отчаянно гоняла другую. Даже неприлично как-то выглядело в стенах монастыря. «А, это матушкина кошка, а чужая забрела на ее территорию», - объяснила нам девочка лет 13, в платочке и с благостным взглядом. Девочка торговала медом и монастырским квасом. Квас мы купили. В количестве пол-литра. И не то что он был невкусный. Вкусный был. Только какой-то внезапно алкогольный, то есть чисто бражка. И хотя Хис утверждал, что никаких лишних градусов в квас не заложено, меня все же слегонца развезло. И я даже образцово-показательно испольнила песню «Напилася я пьяна». Впрочем, Хис мне все равно не поверил.


Хис держит бутылку монастырского кваса и явно мне не верит.

Извините, но продолжение следует. Заодно признайтесь, есть ли те, кто дочитал это до конца? Кто дочитал, получит конфетку :)