Город, который помнит фотографа Раевского

13.08.2014 [БлогоVO]

В Вологде сохранился уголок, который помнит фотографа Раевского, снимавшего в начале 20 века портреты наших прабабушек и прадедушек.
1. фотограф Ливерий Викторович Раевский
Дом фотографа Ливерия Викторовича Раевского. 1912 года постройки - ул. Пушкинская 7.

И дом Авдотьи Леонтьевны Ледковой. С 19 июня 1894 г. - Ливерия Викторовича Раевского: ул. Пушкинская, 7А. 
2. Пушкинская, 7А

К сожалению (мне кажется - по ошибке), этот дом (Пушкинская, 7) на Сводном чертеже действующего проекта зон охраны памятников истории и культуры показан, как современная дисгармоничная постройка, разрушающая сложившуюся архитектурную среду.
И по своему состоянию отнесен к аварийным домам, т.е. подлежит обязательному сносу - дом из списка, о котором письмо: "о недопустимости массового уничтожения исторической среды на территории города Вологды" Вологодской региональной организации общероссийской общественной организации "Союза Архитекторов России".

Но тут другой вариант.
Дело в том, что средовая застройка в Вологде во второй половине 20 века ремонтировалась и в результате этих ремонтов утрачивался декор. Не знаю в чем причина, может наш вариант "борьбы с архитектурными излишествами", теперь уже только результат, что имеем - то имеем.

Самый яркий пример аналогичных ремонтов я уже приводила - Две фотографии одного домаСтарая фотография - дореволюционный дом Александра Александровича Семёнова-Девяткова, (2 половина XIX в.) в 1961 году. Ул.Менжинского (Предтеченская) 44.
3.

И здесь: Засодимского,4.
4. Засодимского,4

В книге В.Баниге, Н.Перцев. "Вологда" 1970 года: "Здания второй половины XIX века уже не отличаются стилистической взыскательностью, хотя и сохраняют конструктивную добротность. Это большей частью двухэтажные, двухквартирные обывательские дома. Обилие пропильной резьбы неудержимо заполняет большую часть их фасадов, утративших монументальность классических построек; приемы классицизма постепенно исчезают. Пилястры, заменившие колонны, все больше мельчают, превращаются в узенькие витые резные накладки-планки. Меняется форма карниза, долго сохранявшего большие свесы. Распространенные в начале столетия граненые тамбуры с выходом во двор заменяются лестницами на торцах. На кирпичных дымовых трубах появляются флюгеры из прорезного металла. И все же эти утопающие в зелени домики, с их обильной резьбой, с балконами, лоджиями, фронтонами, парапетами, аттиками, хотя и отошедшие от классицизма, выглядели часто очень уютно. 
И в начале нашего века продолжают строить «нарядные» деревянные дома, но уже явно эклектические и модернистские. Перед началом империалистической войны вошли в моду дома так называемого блочного типа, с квартирами, сдававшимися внаем. Примером такого здания может служить дом № 16 по Советскому проспекту, в котором два года прожила в ссылке М. И. Ульянова со своей матерью. Постройки, подобные этой – так называемые доходные дома, – можно считать последним этапом в строительстве дореволюционной Вологды..."
Где, кстати, это "обилие пропильной резьбы"? И в нашем случае, и в других...

Вот набережная (сейчас VI Армии):
5. фотограф Ливерий Викторович Раевский
Смотрим два дома №97 и №99.

6.
Дом №97 купца Константина Яковлевича Патраболова, впоследствии - Анны Ивановны Патраболовой. 1882. Наличники на 1 этаже - отсутсвуют, а они были и тогда, когда вместо мезонина надстроили 2 этаж.

7.
Дом №99 Марии Тимофеевны Григорьевой. 1905. Нет наличников, нет кирпичных ворот...

Декор утрачен:
8. фотограф Ливерий Викторович Раевский
Перекресток Советского проспекта и Зосимовской.

9. фотограф Ливерий Викторович Раевский
Улица Ветошкина №33 и №35.

10. фотограф Ливерий Викторович Раевский

11. фотограф Ливерий Викторович Раевский

12. фотограф Ливерий Викторович Раевский
Улица Маяковского.

13. фотограф Ливерий Викторович Раевский
Улица Ленинградская 2а.

14. Благовещенская,38,36.
Благовещенская №36 и №38.

15. Благовещенская
Благовещенская №36 и №38. Пропали балконы у 38 дома...

Это только небольшое количество примеров вологодских домов, утративших в процессе своего существования архитектурный декор. Многие из них сейчас ошибочно принимают за так называемые "бараки", но комплексная застройка 30-50 годов строилась по типовым проектам, а здесь другая история.

Город, который помнит фотографа Раевского.
16. фотограф Ливерий Викторович Раевский

17. фотограф Ливерий Викторович Раевский
К сожалению, дом №7 в кадр не попал.

Мне кажется, что этот дом выглядел как-то так:
18. фотограф Ливерий Викторович Раевский

Или так:
19. фотограф Ливерий Викторович Раевский

Хотелось бы сохранить последний уголок подлинной Вологды на Пушкинской улице в честь известного фотографа. Отремонтировать, а не сносить старый дом.

В доме купца Самарина 14 августа 2014 года в 18.00 состоится встреча, посвящённая
155-летию со дня рождения ЛИВЕРИЯ ВИКТОРОВИЧА РАЕВСКОГО.
Материалы об известном вологодском фотографе представит О.К. Колотилова, сотрудник Вологодского музея-заповедника.
В рамках встречи будет представлена коллекция фотографий Л.В.Раевского из фондов музея-заповедника.

Использовала несколько фотографий с http://staraya-vologda.narod.ru и из группы "Старая Вологда".

Источник: Ольга
При любом использовании материалов сайта обязательна гиперссылка на адрес newsvo.ru
Яндекс.Метрика