Книга года-2013

[Блогово]
Вологодская областная библиотека в октябре подведет итоги очередного ежегодного конкурса «Вологодская книга года-2013».

Я этот конкурс всецело поддерживаю - это «архиважное» дело, с моей точки зрения. Спасибо организаторам, что придумали такое мероприятие. Объясню, в чем заключается «архиважность»: у нас в области нет общего для всех, так сказать, «централизованного» и регулярно выходящего литературного издания. В итоге мы фактически лишены литобзоров: книги выходят, но как новости о них донести до читателей?

Конкурс в какой-то мере решает эту задачу: в нем автоматически участвуют все издания, выпущенные на территории Вологодчины в 2013 году. Их список с картинками-обложками и краткими аннотациями (и, конечно, с выходными данными) можно увидеть на сайте библиотеки. А позднее будут и выставки в зданиях ВОУНБ, и церемония награждения - все, что положено, в таких случаях. То есть представление о книгоиздании в области, благодаря конкурсу, можно получить достаточно полное. Но именно потому, что я этот конкурс очень ценю, именно потому, что отношусь к организаторам с большой благодарностью за их нелегкий и нужный труд, я хочу сделать одно замечание как критик и одновременно как автор-участник (моя книга «Забывай как звали» тоже участвует в конкурсе).

Уже который год подряд в номинациях «Вологодской книги» художественная литература не отделена от литературы краеведческой, научно-познавательной и т.д. В итоге приведу примеры из номинации «Лучшая книга о Вологодской области», где соседствуют, скажем:

«20 лет избирательной системе Российской Федерации, 1993-2013 : история выборов в Вологодской области» и Галина Щекина «Сонное царство» (сборник стихотворений);

«День за днем. Год за годом... : Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд» и «Зубов Н. В. Побудь со мной! [Ноты]: романсы для голоса и фортепиано.

Как можно сравнивать поэзию с историческим очерком о выборах на Вологодчине? А романсы для голоса и фортепиано со сборником статей о работе Арбитражного суда?

При оценке стихотворений самый главный вопрос вовсе не «о чем пишет автор?», главный вопрос: «как он это делает?». То есть, оценивая поэтический сборник, мы смотрим на эстетический аспект: выразительность языка, оригинальность и красоту рифм, целостность стиля, яркость метафор и т.д. Только так и никак иначе определяется ценность поэтической книги.

Что касается упомянутого мной сборника «Сонное царство», то он не о Вологодской области. Поэтесса Галина Александровна Щекина пишет о зыбком царстве сновидений, о призрачности границ между воображением и реальностью. Где ее лирическая героиня видит сны - в Вологодской области или, например, в Новгородской - совершенно не имеет значения. Если уж подходить совсем строго, то в любом лирическом произведении место действия всегда одно и то же: не Москва, не Вологодчина и не Гималаи, а внутренний мир лирического героя/героини. По темам (о Вологодской области, о любви, о снах и т.д.) поэзию делят только на уроках литературы в школе, и то этот метод считается несколько устаревшим, его часто критикуют за формальный подход к классификации текстов, за игнорирование эстетического аспекта (это самый важный аспект в поэзии).

Оценивая исторический очерк о становлении выборной системы, мы должны предъявить к авторам принципиально иные, чем к поэтам, требования: соответствие фактическим данным, логика изложения, историко-социальный контекст исследуемой темы, богатство используемых источников и т.д. А как сравнить романсы для голоса и фортепиано со сборником статей об истории Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда - вот на это у меня даже фантазии не хватает. Либо романсы перекладываем в документальные очерки, либо к статьям об арбитражных делах пишем музыку для фортепиано.

Надеюсь, организаторы поймут, что моя критика никак не отражается на моем отношении к проекту в целом. Просто мы имеем дело со спорным рабочим моментом, который лучше усовершенствовать. И, замечу, что моя ирония ни в коем случае не направлена на авторов названных мною книг (тем более, что две из них - «Сонное царство» и «День за днем» - я читала и рецензировала). С огромным уважением отношусь к труду их авторов, но эти работы должны находиться в разных номинациях. Вот к чему я веду свой разговор. Только к этому. Все эти примеры - одна из загадок Л. Кэролла: «Что общего между вороной и письменным столом?» Правильный ответ - ничего. Нет и не может быть общих критериев оценки для столь разных книг, следовательно, они не должны находиться в одной категории конкурса.

С момента возникновении «Вологодской книги года» (еще раз подчеркну её ценность для читателей) само собой напрашивается решение - сделать отдельную номинацию «Художественная литература Вологодской области», и, возможно, разбить ее на «подноминации»: проза, поэзия, публицистика. Это дополнительно компенсировало бы абсолютное отсутствие толстых литературных журналов на Вологодчине и способствовало бы развитию «художки» во всех видах ее бытования. Прежде всего, авторы и читатели видели бы все разнообразие изданий в прозе, поэзии, публицистике, беллетристике и т.д. Сейчас литераторы и читатели часто не могут найти путь друг к другу, потому что у них нет единого информационного поля. Номинация «Художественная литература Вологодской области» эту общность создаст, и авторы, и читатели будут благодарны за появление такой категории конкурса.

Хочу закончить на положительном моменте. В этом году в отдельную номинацию выделена детская литература - «Лучшее издание для детей и юношества». Это сильно радует, так как детских книг в регионах, в том числе в Вологодской области, выходит немного, кроме того, детским авторам еще сложнее «пробиться» к своим маленьким читателям, а также получить оценку критиков и экспертов. Так что у поэтов и прозаиков, пишущих для детей, есть возможность обратить внимание на свой труд.

Остается лишь заметить, что о некоторых изданиях, участвующих в «Вологодской книге года-2013», «Премьер» рассказывал в колонке рецензий, либо в отдельных материалах. Вот рецензии и статьи:

Вострова Е. Н. Морозный Дед ; Алешкино счастье : сказки : [для детей дошкольного и школьного возраста] / Вострова Е. Н. ; рис. авт.. - Вологда : Арника, 2013.
http://premier.region35.ru/gazeta/np803/s12.html 

Груздева Н. В. Через тернии - к победе!, или Почему меня не издавали 27 лет? / Н. Груздева. - Вологда : Полиграф-Периодика, 2013.
http://premier.region35.ru/gazeta/np847/s4.html 
Книга Нины Васильевны включена в список лучших книг 2013 года по выбору «Премьера».

День за днем. Год за годом... : [Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд : сборник / редкол.: А. В. Потеева и др.]. - Вологда : ВИРО, 2013 ( Полиграф-Книга ).
http://premier.region35.ru/gazeta/np817/s10.html 

История одного Бюро : сборник очерков по истории судебно-медицинской службы Вологодской области : [75 лет] / [сост.: А. А. Гуричев, В. Г. Пестерев, С. И. Соколов]. - Вологда : Полиграф-Книга, 2013.
http://premier.region35.ru/gazeta/np847/s5.html 

Канунова Т. Н. Кино Вологодчины / Т. Канунова ; [предисл.: О. А. Кувшинников]. - Вологда : Вологодский областной информационный центр, 2013.
http://premier.region35.ru/gazeta/np828/s6.html 

Мелехина Н. М. Забывай как звали : [сборник новых рассказов и эссе] / Н. Мелехина. - Вологда : Легия, 2013.
http://premier.region35.ru/gazeta/np842/s10.html 

Решетова Т. И. «...Сколько лет пронеслось ». «Как будто вечен час прощальный » : литературно-критические, исследовательские работы, стихотворения, черновики, автографы, письма, проза / Т. Решетова ; [сост.: Т. Ю. Краснова ; ред.: Т. Г. Короткова]. - Вологда : Полиграф-Книга, 2013.
http://premier.region35.ru/gazeta/np852/s10.html 

Шадрунов В. А. Лопин / В. А. Шадрунов. - Вологда : Десница, 2013 (Полиграф-Книга). - 183 с. : ил., портр., факс. - (Серия «Жизнь знаменитых вологжан» : ЖЗВ).
http://premier.region35.ru/gazeta/np804/s4.html 

Щекина Г. А. Сонное царство : [книга стихов] / Г. Щекина. - Вологда : Печатика, 2013.
http://premier.region35.ru/gazeta/np838/s10.html 

О самом конкурсе можно почитать по ссылке http://www.booksite.ru/book_2013.htm