Вологодские фокусники, или Как закон об ограничении тарифов превратился в закон об их увеличении

[Блогово]

       ВНИМАНИЕ! СУХАЯ НОРМАТИВНАЯ ЛЕКСИКА!  18+

       Напомню, что в феврале 2013 года на совещании по вопросам тарифообразования и повышения качества услуг в сфере ЖКХ, Путин, разбираясь с платежками граждан, возмущался резким ростом тарифов в ряде российских регионов. Знаменитая фраза Путина «С ума сошли, что ли?» облетела Россию и вселила надежду в сердца особо впечатлительных граждан - наконец-то удастся обуздать рост тарифов на коммунальные услуги.

  "Платеж должен быть экономически обоснованным и социально справедливым, - говорил тогда глава государства. - Когда люди видят, что там нет никакой справедливости, а есть только воровство и чванство чиновников, то, уверяю вас, оценка всей работы и муниципалитетов, и республиканских властей, или краевых, или областных, да и федеральных, будет соответствующей, и будет правильной".

     Тогда же пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков заявил: «Президент дал Кабмину неделю, чтобы определить обоснованный и социально справедливый размер роста платежей для разных категорий граждан. Ориентир - 6 процентов в год».

     Однако, ни через неделю, ни через месяц никакого постановления правительства об ограничении роста тарифов на коммунальные услуги принято не было. Я тогда выразил сомнение в том, что такое постановление вообще будет принято.

     Но вот в декабре 2013 года правительство РФ приняло-таки ФЗ N 417, согласно которому в целях ограничения повышения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги «не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, предельные индексы утверждаются по согласованию с представительными органами муниципальных образований».

     Отлично, осталось только ответить на парочку вопросов – каков размер этих самых предельных индексов, и в каких случаях требуется согласование с органами местного самоуправления?

       В апреле 2014 года распоряжением правительства РФ для Вологодской области с 1 июля 2014 года утверждается средний индекс изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги – 4,5% и предельно допустимое отклонение – 1,6%.

       Наконец-то, пресловутые шесть процентов получили свою законодательную материализацию. Теперь можно сравнивать суммы в своих текущих квитанциях с суммами в квитанциях за прошлый месяц, и в случае превышения допустимых норм смело требовать объяснений у соответствующих организаций.

       Однако, на радостях мы забыли про свой второй вопрос - вопрос об исключениях из правил. И вот тут-то нас ждало полное разочарование.

       Читаем закон:

«В целях организации электро-, тепло-, газо-, водоснабжения населения и водоотведения, а также повышения надежности и качества оказываемых населению коммунальных услуг по решению представительного органа муниципального образованияпредельные индексы могут превышать индекс по субъекту Российской Федерации более, чем на величину отклонения по субъекту Российской Федерации.

Указанное решение принимается в форме согласования или отказа в согласовании проекта акта высшего должностного лица субъекта Российской Федерации об установлении предельного индекса в размере, превышающем индекс по субъекту Российской Федерации более, чем на величину отклонения по субъекту Российской Федерации.

Основаниями для установления по муниципальному образованию предельных индексов, превышающих индекс по субъекту Российской Федерации более, чем на величину отклонения по субъекту Российской Федерации, могут являться:

а) реализация программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования, реализация положений заключенных концессионных соглашений, утвержденных инвестиционных и производственных программ, направленных на повышение надежности и качества оказываемых населению коммунальных услуг и установление экономически обоснованных тарифов на ресурсы, приобретаемые в целях оказания коммунальных услуг;

б) установление нормативов потребления коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;

в) устранение имеющихся дисбалансов при регулировании тарифов, включая ликвидацию перекрестного субсидирования и доведение уровня оплаты коммунальных услуг населением до 100 процентов установленных экономически обоснованных тарифов;

г) выравнивание уровня тарифов на коммунальные ресурсы в субъекте Российской Федерации, устанавливаемых для регулируемых организаций в различных муниципальных образованиях такого субъекта Российской Федерации в сопоставимых условиях".

        И вот на свет появляется знаменитый проект постановления губернатора Вологодской области от 6 июня 2014 года № 193, согласно которому предельный (максимальный) индекс изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги по г.Вологде составляет 19,1%. Правда, применять его можно только в отношении населения, проживающего в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками, и обеспечиваемых единственной коммунальной услугой – электроснабжением.

     РЭК Вологодской области даёт следующие пояснения:

«Рост тарифа на электрическую энергию для потребителей, дома которых оборудованы в установленном порядке электроплитами и (или) электроотопительными установками, связан с тем, что до 1 июля 2014 года для данных потребителей был установлен понижающий коэффициент к тарифу на электрическую энергию в размере 0,7, а с 1 июля 2014 года – 0,8.

Решение по изменению коэффициента было принято РЭК области с целью постепенного выравнивания оплаты энергоресурсов населением, проживающим в городских населенных пунктах и использующим для пищеприготовления электрические плиты, с населением, использующим для этих целей газовые плиты, и выполнения заданного законодательством постепенного сокращения нагрузки от перекрестного субсидирования для прочих потребителей».

      Дальше - ещё интереснее.

Тариф на питьевую воду с 1 июля составляет 26,09 руб за куб.м. (рост -16,3 %), на водоотведение – 8.44 руб. за куб.м (рост - 8,2%). Но ведь об этом в проекте губернатора ничего не сказано!

      Вновь обратимся за разъяснениями в РЭК Вологодской области:

«Приказом от 21 октября 2013 года № 192-э/4 ФСТ (Федеральная служба по тарифам) России установила для Вологодской области предельные индексы максимально возможного изменения установленных тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения с 1 июля 2014 года – 3,6% . Тарифы на питьевую воду и водоотведение МУП ЖКХ «Вологдагорводоканал» на 2014 год были установлены РЭК области в декабре 2013 года на уровне, не превышающем установленный ФСТ России предельный индекс.
В январе 2014 года МУП ЖКХ «Вологдагорводоканал» обратилось в ФСТ России по вопросу рассмотрения разногласий, возникших между РЭК области и МУП ЖКХ «Вологдагорводоканал» в части установления тарифов на питьевую воду и водоотведение на 2014 год. По итогам рассмотрения разногласий ФСТ России приказом от 7 мая 2014 года № 730-э (http://www.fstrf.ru/about/activity/raznoglasiya/gkh/prikaz/2/82), признала экономически обоснованными требования МУП ЖКХ «Вологдагорводоканал» и предписала РЭК области установить тарифы на 2014 год с учетом снижения объемов реализации услуг водоснабжения и водоотведения.
РЭК области приказами от 18 июня 2014 года № 95 и № 96 внесла соответствующие изменения в ранее принятые решения, с учетом перерасчета рост тарифа на питьевую воду составил 16,3 %, на водоотведение – 8,2%. Хотя рост тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения не превышает предельный индекс изменения платы граждан за коммунальные услуги в городе Вологде 19,1 % , на заседании Вологодской городской Думы по согласованию предельного индекса вопрос увеличения тарифов МУП ЖКХ «Вологдагорводоканал» подробно рассматривался».

      Здесь следует задать вопрос - что значит «рост тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения не превышает предельный индекс изменения платы граждан за коммунальные услуги в городе Вологде 19,1% ?» Напомню, что применять данный коэффициент можно только «в отношении населения, проживающего в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками, и обеспечиваемых единственной коммунальной услугой – электроснабжением». 
        Понятно, что предельный индекс в 19,1 % установлен губернатором во исполнение законодательства по выравниванию оплаты энергоресурсов населением, и никакого отношения к водоснабжению горожан не имеет.

     Читаем пояснения РЭК дальше:

«В отношении применения предельных индексов изменения установленных тарифов следует пояснить, что … допускается превышение установленных ФСТ России предельных индексов в случае, если в регионе утверждены инвестиционные программы для регулируемых организаций, а также в случае, если решение РЭК области подлежат пересмотру по требованию ФСТ России».

       Стоп. Но ведь в этом случае согласно того же апрельского постановления правительства необходимо согласование величины предельного индекса с представительными органами муниципальных образований. А это значит, что вопрос увеличения тарифов МУП ЖКХ «Вологдагорводоканал» должен был «подробно рассматриваться» на заседании Вологодской городской Думы.

     И что? Где материалы обсуждения столь важного для горожан вопроса? Где встречи депутатов со своими избирателями с разъяснениями позиции городской Думы? Где, наконец, извинения перед людьми за то, что в очередной раз приходится залезать в их карман, оплачивая, по признанию того же РЭК, «неблагополучное состояние систем коммунальной инфраструктуры города Вологды – старые сети, и, как следствие, высокий уровень потерь и неэффективную эксплуатацию объектов систем»?

     И где всё-таки можно ознакомиться с инвестиционной программой, разработанной администрацией города для МУП ЖКХ «Вологдагорводоканал» на период 2013 – 2015 годов, «предусматривающей мероприятия по развитию систем водоснабжения и водоотведения, в том числе увеличения мощности централизованной системы водоснабжения, повышению качества питьевой воды»?

     Опять мы видим принятое народными избранниками решение, последствия которого вологжане смогут оценить, только увидев квитанции за июль. И вновь, как и год назад, правда, по другому поводу, хочу задать, а точнее, повторить два вопроса:

1. Почему мы, жители города, должны оплачивать из своего кармана инвестиционную программу МУП ЖКХ «Вологдагорводоканал»?

Денег простых горожан на все необходимые городу проекты не хватит, для этого есть бюджеты различных уровней, куда мы перечисляем налоги; залезать в карман рядовых жителей, тем более без их согласия, считаю просто аморальным. Тем более, что наши «богатые» бедные горожане и так уже строят на свои средства новый мусорный полигон (инвестнадбавка в тарифе на вывоз мусора) , а также расплачиваются высокими ценами на проезд в общественном транспорте за неэффективный менеджмент перевозчиков (4-5 рублей там точно лишние). Дурной пример заразителен – скоро подтянутся со своими проектами «тепловики» и «газовики». И все эти программы будут, конечно же, утверждены нашими дорогими избранниками. Но свои-то зарплаты, господа, вы быстренько индексируете, а что делать остальным «инвесторам»?

2. Когда в Вологде будет введена обязательная аудиторская экспертиза тарифов специальной комиссией, состоящей из представителей Региональной энергетической комиссии Вологодской области, независимых экспертов по вопросам ЖКХ иПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ОБЩЕСТВЕННОСТИ, создание которой было рекомендовано специалистами в области тарифного регулирования в сфере ЖКХ ещё в 2011 году ? http://esc.vscc.ac.ru/file.php?module=Articles&action=view&file=article&aid=1714

         У меня есть ещё один риторический вопрос к нашему представительному органу. Коллеги, вы уверены, что после принятия подобных решений, вас можно называть представителями народа?

         Кстати, вот список депутатов, голосовавших "за" и "против" предложенного губернатором предельного индекса:

«За» - Столяров Н.Л., Перов Е.В., Никулин С.Г., Ханков Н.А., Коротаева Л.Д., Коновалов А.В., Боровкова Е.Н., Ярмолович И.Ю., Климанов А.Н., Жидков В.Н., Громов М.С., Петров М.Л., Зорин В.А., Чуранов С.А., Волосков А.Я., Сапожников Ю.В.
«Против» - Васев П.А. 
«Воздержались» - Маркевич Ю.Н., Ширикова О.С.

      Также можно посмотреть, в каких округах эти избранники народа хотели бы продолжить свою работу на «благо» горожан -http://vologda-portal.ru/oficialnaya_vologda/tik/index.php?SECTION_ID=7024.
      Уверен, 14 сентября в отношении данных депутатов вологжане примут правильное решение.

     В связи с вышеизложенным  «Вологодская ассоциация ТСЖ (ЖСК) и собственников жилья» предлагает организовать встречу общественности с участием депутатов городской Думы, представителей РЭК вологодской области и руководства МУП ЖКХ «Вологдагорводоканал» с целью обсуждения необходимости привлечения средств населения для реализации заявленной инвестиционной программы.

   Соответствующие обращения направлены в вологодскую городскую Думу, в РЭК вологодской области и в МУП ЖКХ «Вологдагорводоканал». О времени и месте встречи сообщу дополнительно.