Взрослый человек с книгой. Имена, источники, явки, пароли

[Блогово]

Российский ребенок проводит перед телеком проводит 3,5 часа в день, а надо не больше 15 минут; компьютер и гаджеты не способствуют развитию; исследование 11 тысяч 5-летних британских детей показало, что те, кто смотрел телевизор в течение 3 или более часов в день, получили поведенческие проблемы; как сделать так, чтобы дети читали?!.
Собственно – а зачем вам так нужно, чтобы ваши дети читали?

Книги, которые читают дети (кроме учебников), – это  худлит, fiction, вымысел. Их функция – развлекать. Функция книг про Гарри Поттера ровно такая же, как фильмов про Гарри Поттера или компьютерной игры. Просто фильм развлекает эффективнее, но в течение лишь пары часов, а книга менее эффективно, но в течение нескольких дней. Себестоимость часа чтения ниже: очень удобно в бедных, социально либо технологически неразвитых обществах.

Да, в СССР читали все, но как заметил гебраист Семен Якерсон, «мы в детстве читали на кухне под столом, пока бабушка пекла пироги, только потому, что у нас не было возможности, как у американского мальчика, кататься по ранчо на пони, подаренном на день рождения».

Функция худлита близка наркотической: сменить психологическое состояние, создав иную реальность. По сравнению с героином расходы невелики, вред здоровью мал (так, близорукость), а ломка несильна (хотя и не без нее).
Все: других функций у худлита нет. Книга никакой не учитель жизни (учителя жизни – приятели-одногодки, которые диктуют, что можно либо нельзя говорить, делать, носить). Какой такой жизни может научить «Каренина», сюжет которой построен на том, что открыто изменившая мужу по любви женщина отвергается обществом? Сегодня второй, третий, четвертый брак (и брак без регистрации) общеприняты и общепризнанны. Ныне учить надо налаживанию, говоря словами Улицкой, «отношений между бывшими супругами, между детьми и ушедшими из семьи родителями, между полубратьями и полусестрами».

Ах да! (Мне тут из-за спины подсказывают). Знание классики создает систему культурных кодов, распознавания «свой-чужой». Ну, так и телевизор ее создает не хуже, и многое другое. «Тетрис» и War Craft; вкладыши в жвачку; кассеты с «Томом и Джерри»; крашеные серебряной краской гремучие железные солдатики в картонной коробке (пулеметчики лежащие 2 шт., заваливающие набок мотоциклисты 2 шт.), - они тоже создают коды: и национальные, и поколенческие. К тому же культурные коды определяются не содержанием книг (а ну: сколько к концу книги детей у Карениной? Как зовут? Какова судьба? А что вообще Толстой хотел своим романом сказать?), - они лишь маркировка. Были Пушкин, Толстой, Чехов. Написали «Онегина», «Войну и мир», «Каштанку». Мы это знаем, поэтому мы русские…

В школах детей русскими делают вполне успешно, не волнуйтесь!
Так что бегство современных детей от книги меня не пугает.
Разумного взрослого должно напрягать другое: если не читает он сам.

То есть если не читает худлит – бог с ним. Не читает и не читает. Худлит – это, повторяю, легкий наркотик. Взрослый человек много чего из меняющего состояние может любить: сентиментальные романы, алкоголь, спорт, отдых на море, квартирный дизайн, китайскую кухню, «Игру престолов», - выбор есть.
Худо дело, если взрослый человек игнорирует non-fiction.

Проблема в том, что годам к 30-35, когда важнейшие жизненные игры сыграны, материальные вопросы вчерне решены, а первый брак вошел в накатанную колею (возможно, даже приведшую к следующему браку) – в общем, в момент, когда приобретен основной бытовой и деловой опыт, взрослый человек (по крайней мере, взрослый русский) обнаруживает себя в мире дурак-дураком. К этому моменту у него связей с миром тьма, но, остановившись в беге на минуту, он понимает, что не понимает главного: «Как это все устроено? Кто мы, зачем, и куда мы идем?»

Школьные (и университетские) знания подзабыты, а если и нет, то устарели. Взрослый русский, как правило, не может ответить на простейшие вопросы о месте человека в сегодняшнем мире. Произошли ли мы от обезьяны, а если нет, то от кого и когда? Каким образом в моем мозгу существует «я»? Когда добыча нефти упрется в тупик? Почему Россия 500 лет ходит по кругу? Каким образом в нас формируется сексуальность? Почему у одних всё, а у других – ничего?

Художественная литература ответов на эти вопросы не дает. А non-fiction – дает. Более того, западное общество, западная культура и западная наука только тем и занимались 60 лет после войны, что ставили такие вопросы и искали на них ответы. А у нас был сначала железный занавес, а потом необходимо было выживать, а потом оказалось, что утрачена привычка к чтению. (Ах да, смысл детского чтения все же есть. Оно учит складывать буквы в смыслы – в детстве в этом особого смысла нет, зато потом важно).

Сегодняшний взрослый русский, может, и хочет получить ответы на вопросы – но не понимает, где лежит знание, и кого слушать, а кого нет. Альтернативная история Фоменко – на нее стоит тратить время или же ерунда?
То есть взрослый русский не знает элементарного: что читать. Этим он сильно отличается от западного человека, потому что у того есть поводыри: литкритика, обзоры, чарты. Там выход каждой книжки – событие, и Фоменко был бы участником ток-шоу, и ему бы публично перемывали кости. А у нас на телеке – когда вы последний раз видели ученого или автора книги? Там Соловьев, Киселев, там наши против фашистов (и кто не наш, тот фашист), - игры детсада.

Я пишу этот текст, чтобы посоветовать взрослому русскому пару информационных источников.
Первый – это библиотека фонда «Династия».
Фонд «Династия» - это фонд, помогающей популяризации науки в России. Его основал Дмитрий Зимин: в СССР он был специалист по противоракетной обороне, технарь и кухонный диссидент, а потом основал компанию «Вымпелком», торговая марка «Билайн». Когда абонентов «Билайна» стало миллион, он продал бизнес за хорошие миллионы и основал фонд.

Фонд «Династия» спонсирует выпуск non-fiction книг. На странице http://www.dynastyfdn.com/programs/popular/izdat есть не только их список, но и возможность по главке прочесть. Определяйтесь сами, что интереснее – «Как работает мозг» Риты Картер или «Происхождение альтруизма и добродетели» Мэтта Ридли. Книг много, тем тоже, почти все авторы – западные. Это важно. Современная российская научно-популярная литература находится в положении русской литературы времен Сумарокова и Тредиаковского, когда читать следовало французов: у них была эпоха Просвещения. Собственно, «Династия» и гарантирует качество перевода.
Второй вариант – выйти на сайт Slon.ru и задать поиск по словам «10 non-fiction книг». На страничке с адресом типа http://slon.ru/search2/?text=10+non-fiction+%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3+%D0%BE%D1%82 обнаружатся списки чтения, составленных писателем Быковым, историком Лурье, философом Секацким, экономистом Гуриевым, журналистом Кашиным, социологом Дубины, миллиардером Гейтсом и т.д.
Когда-то я предложил «Слону» начать публикацию личных non-fiction чартов и первым дал свой, - а потом откликнулись все перечисленные, и игра книжных престолов не завершена.

Какой источник предпочесть для старта – все равно.
Человек, подсаживающийся на non-fiction, быстро понимает, что в мире тасуется колода из примерно из полусотни авторов, способных невероятно увлекательно писать о достижениях науки. Ричард Докинз, Стивен Хокинг, Ноам Хомский, Даниэль Ергин, Стивен Пинкер, Джаред Даймонд, Нил Шубин, Малкольм Гладуэлл, Роджер Пенроуз, Митио Каку, Фрэнсис Фукуяма, Карл Циммер (до кучи смешиваю в кучу и социологов, и квантовых физиков; из наших отметил бы палеобиолога Александра Маркова) – все друг друга упоминают: так в читательский оборот вводятся очередные имена.

Опыт (а я многих на нон-фикшн подсадил) показывает, что результат подобного чтения ошеломляет. С одной стороны, взрослый, знакомясь, например, с законами генетического поведения Туркхеймера, испытывает потрясение от того, что наше влияние на собственных отпрысков ничтожно, - но с другой стороны, испытывает катарсис от понимания, что именно так складывалась его судьба. «О, господи! Так вот как оно, оказывается, на самом деле! А я-то все глупости какие-то повторял…»

В общем, выбирайте книги, покупайте либо скачивайте (лично я не считаю бесплатное скачивание преступлением, иначе преступлением следует признать существование библиотек) – и наслаждайтесь знанием.И кончайте шпынять детей, что они с книгой не дружны.

Толковее будет, если они, играющие, увидят читающими папу-маму. А если дети, вошедшие в возраст подростков, увидят маму-папу читающими, например, «Почему нам так нравится секс» Джареда Даймонда, то, быть может, и пристрастятся к чтению раньше, чем к сексу.