Разные музеи

[Блогово]

Кажется, что последние километры перед Кологривом наш "Логан" преодолевал из последних сил. Бесконечные выбоины и ухабы - типичная дорога Костромской области, региона, восток которого, по сугубо моим впечатлениям, говорит всем доезжающим сюда редким туристам: "Да, у нас нет денег, но мы даже не пытаемся хоть как-то исправить ситуацию". На ютьюбе валяется ролик с медведем на дороге Мантурово - Кологрив: топтыгину не страшно выходить на трассу, где встречные автомобили - явление редкое.

Кологрив далеко не самый далёкий от Костромы райцентр региона, однако автобус из областного центра приходит сюда два раза в неделю. Чуть чаще - из Мантурово. Природа здесь если не завораживающая, то как минимум красивая: замечательная Унжа с заливными лугами, поля с пахнущим мёдом разнотравьем, холмы и родники. Беда только в том, что жить на этом фоне никто не хочет. Глушь. Медвежий угол.

Всё могло бы быть радужнее, но железная дорога сюда не дошла. Её протянули через тогда куда более захолустное Мантурово, а великолепный особняк купца Макарова, завещанный под железнодорожный вокзал, так и остался невостребованным. Вернее, востребованным под другие цели - теперь в несостоявшемся вокзале музей.

-Да-а, часто бывают туристы... - в голосе кассира слышится некоторая неуверенность. - Ездят, да... Ездят.

Туристов первым делом пугает цена билета в сто рублей. Являющийся "головным" для кологривского Костромской музей-заповедник, находящийся где-то в очень далёкой от Кологрива реальности - и географической, и мысленной, - ведет уж совсем странную ценовую политику. Что в Солигаличе берут 150 рублей за не самую большую экспозицию, что здесь 100 за семь залов. Наши 40 рублей за 22 зала тотемского краеведческого кажутся то ли адекватной ценой, то ли анахронизмом на фоне такой картинки.

"Музейной пыли" и кондовых витрин нет, но и интересного - не так много. Пытаюсь что-то запечатлеть, наивно полагая, что раз цена билета 100 рублей, то в неё "всё включено". Разбежался - тут же замечание смотрительницы, с какой-то особенной радостью в голосе уверяющей, что фотосъемка платная. Ну да, и вправду радость. Поддержим музейное дело в Кологриве.

На кассе оказывается, что поддержка музейного дела в Кологриве стоит еще 150 рублей дополнительно к цене билета. Люди! Кострома, ау! Кого из местного населения вы привлечете в Кологриве за такие цены? Кто из кологривчан захочет проникнуться историей родного края и попробовать как-то остаться здесь, найти работу, возродить былую значимость города? Такое впечатление, что музей здесь существует в какой-то параллельной реальности как конвейер по выбиванию хоть каких-то денег из туристов, а местные жители остаются где-то в стороне. Чтобы им регулярно посещать музей, требуются заработки не менее, чем у купца Макарова, построившего это здание.

Оплатив фотосъемку, пытаюсь сфотографировать ящик для сбора средств на реставрацию экспонатов из фондов, стоящий прямо в зале музея. Сразу же окрик: "А это-то вам зачем?" Терпеливо объясняю тетеньке в тысячный раз, что работаю в музее, что мне интересен каждый квадратный метр их, прости господи, пространства. Во взгляде скользит недоверие. А вдруг я вернусь домой, фотографию увеличу и начну считать, сколько там в их ящике собрано, чтобы потом вернуться под покровом ночи и ограбить очаг культуры.

В очаге культуры есть кое-что и уникальное. Замечательная выставка работ Ефима Честнякова - местного уроженца, человека очень интересной судьбы, о котором нам очень интересно и увлекательно рассказали тремя часами позже в доме-музее Честнякова в деревне Шаблово. Там его картины смотрятся куда органичнее, чем в "главном" музее. О стереотипном чучеле лося, "этнографических" прялках и прочих обыденных экспонатах типичного краеведческого музея стоит стыдливо умолчать.

"Типичный краеведческий" - это, на самом деле, уже клеймо. Можно сколько угодно сетовать на отсутствие финансирования, на малый интерес людей к музею, но если глаза не горят и думается только о том, "почему мы за такую зарплату здесь должны убиваться", из этого статуса "типичного краеведческого" вырваться сложно.

А вот Никольск - вырвался. На обратном пути из Кологрива мы заехали в местный музей. Радость, что он оказался открыт в воскресенье. Радость, что он оказался открыт в обеденный перерыв. Тройная радость - экспозиция музея. Отдел природы, традиционно интересный преимущественно детям, оформили в стилистике детских сказок: медведь с Машей, лиса с Колобком, волк на фоне проруби, в которой замерз его хвост. Красиво, без претензий и вместе с тем оригинально. А уж насколько хороши и полны экспозиции, посвящённые Яшину и истории денег, - просто чудо. Кажется, что художник и авторы тематико-экспозиционного плана выжали из небольшого пространства все, что только можно. И отдельное спасибо коллегам, что в экспозиции обошлись без прялок и трепал.

Деньги брать с нас отказались. "Вы что, Вы же коллеги, краеведы, музейщики!" - искренне удивилась нашему предложению заплатить за вход смотрительница. Тут уж совсем дар речи пропал. Оставалось только накупить кучу краеведческой литературы и помочь никольским коллегам хотя бы таким образом - что мы и сделали.

Если кто-то подумал, что я сравниваю два музея, то эта мысль в голову пришла зря. Я вообще не люблю и не могу музеи сравнивать. Разные регионы, разное финансирование, разная база, разные работники. Но где-то паззл складывается, несмотря на все проблемы, а где-то - не получается ясная картинка, и все. Никак кусочек к кусочку ровно не ложится.

Но всё-таки, как ни крути, пока в нашей стране большинство музеев будут показывать одно и то же и при этом выставлять совершенно неадекватный содержимому ценник на услуги, об интересе людей и тем более молодёжи к музеям говорить точно не придётся.