Вологда. Гастроли. Два дня

[Блогово]

Начну с главного. Синагоги в Вологде нет. Хотя раньше была. Что характерно, на ул. Клары Цеткин. До Шестидневной войны.

Синагога в Вологде

Разрушители легенд (MythBusters)

Мне кто-то рассказывал, что единственный в Вологде дом, "где резной палисад", принадлежал местному кожвендиспансеру. Могу ответственно заявить, что  КВД, что на ул. Марии Ульяновой (хотя, на мой взгляд, имя Инессы Арманд было бы более символичным) не имеет ни малейшего отношения к традиционной вологодской архитектуре. Хотя, возможно, во времена "Песняров", местный кожвен находился в более романтическом месте. Всё же, столько лет... И медицина ушла вперёд...

Сдержанно о погоде

Поскольку мы собирались исполнять оперу "Князь Игорь" на свежем воздухе, да и вообще у меня были большие планы на Вологду, я заранее поинтересовался погодой. "Как нам сообщила Гидра из метеоцентра..." ©, погода обещала быть дождливой и холодной. Забегая вперёд, могу сказать, что она, как обычно, наврала, но идея играть на улице была в любом случае крайне неудачной. Мне, в конце концов, пофигу, ибо, как известно, всё компенсируется и если температура тела упадёт до 29 Цельсия, то оно, конечно, не умрёт, а просто будет играть медленнее, а потом скомпенсирует потери тепла водкой, снова добившись средней цифры 36,6 (соотношение масс и объёмов легко посчитать). А вот инструменты жалко. Да и публику тоже.

О публике

Поговорил с местными культурными людьми. Они наши выступления ждали в благоговением и придыханием. А, кроме того, билеты для них действительно дороги. Для культурных. Потому что у нас в стране, как правило, доходы обратно пропорциональны культуре.

После разговора с ними я в очередной раз самокритично подумал, какая же я отвратительная циничная скотина. Тяжело вздохнул, купил пива и поставил его в холодильник на после спектакля. Потому что оно очень эффективно расслабляет мышцы амбушюра. (Поэтому после оно благотворно, а до - чрезвычайно губительно).

О "Князе Игоре"

Странная опера. Ну да, великий химик А.П.Бородин после работы приходил домой и в течение восемнадцати лет набрасывал фрагменты будущей оперы.

После его смерти ноты сложили в нужном порядке, из мелко нарезанных мотивчиков собрали увертюру в сонатной форме и поставили на сцене Мариинского театра. Это примерно так же, как если бы от Тарковского остался отснятый материал для "Андрея Рублёва", а Леонид Гайдай, Резо Габриадзе, Сергей  Бондарчук и Никита Михалков решили бы сделать фильм в память о маэстро.

Глубоко патриотическая опера о том, как князь Игорь, вопреки здравому смыслу, советам окружающих и знаменьям Божьим, отправился воевать с половцами, продул всё, и вернулся в разорённый и сожжённый за время его отсутствия Путивль. Народ славит князя (в классической версии).

Конечно, исходя  из смысла оперы, финальный Дуэт Игоря и Ярославны должен выглядеть примерно так:

- Ну, и где ты всё это время болтался?

- В плену был.

- Вы посмотрите на него! В плену! Такую ряху ты в плену отъел? ("Разве пленники так живут?" - Кончак). - Ты мне лучше про пленниц из-за Каспия поподробнее расскажи. Про болезни экзотические, и как их там лечат. В плену он был! Сын где?

- Женился. На дочери хана.

- Православные, да что ж это деется! Пойди, князь, проспись.

В нашей постановке хор a capella в финале более чем правдоподобно и логично поёт о том, что "всё плохо, а будет ещё хуже" (это я цитирую одного моего коллегу. Что интересно, впервые от него эту фразу я услышал лет двадцать назад).

Но в Вологду я ехал не за этим

Удивительный, изумительный, красивейший и совершенно уникальный город. Заявляю это со всей ответственностью. В Вологде я был лет восемь назад. И не один, а двумя экипажами. Так сказать, колонной из двух машин, которые условно можно назвать zis-man и edvoskina. Мы тогда до Ферапонтова и Кирилло-Белозерского монастыря доехали. Но по городу всё же лучше ходить пешком - больше увидишь.

Два прокола

В двух позициях я всё же прокололся. "Не откладывайте на завтра...". Я промахнулся с музеем, в котором была экспозиция, посвящённая Валерию Александровичу Гаврилину - вы его знаете - композитор, который написал "Перезвоны" и "Анюту". И др., др., др.

Гаврилин

Музей работал в пятницу и не работал в выходные, я мимо него пропилил задолго до открытия, а вернуться к нему - уже не сложилось.

И... Блин, ну кто мог подумать, что летом музей открыт реже, чем зимой. Я пришёл как культурный, а у них шабат. В субботу. А также в остальные дни недели, кроме вторника и четверга. Такое разочарование!

Музей ссылки

Это музей ссылки. Посвящённый всем тем, кто оказался в Вологде до революции.

"Северные Афины" и методика исторического предвидения.

Северными Афинами Вологду называли за концентрацию умов, которые там оказались. Это (просто по верхам) Луначарский, А.А.Богданов (умница, философ и писатель), Бердяев, Ремизов, Савинков, Амфитеатров. И в это же время в Вологде жил ещё тогда совсем маленький Варлам Шаламов, которому было всего четыре года, когда в двадцати минутах ходьбы от его дома жил Сталин (ну, ещё не совсем, конечно, Сталин).  Могли ли все эти философы и мыслители предположить, что здесь же, за углом, на улице Марии Ульяновой (потом, конечно), одновременно с ними живёт никакой не философ, а вовсе даже практик, будущий Лучший Друг своих жертв и их потомков И.В.Джугашвили?

В общем, траекторию движения по Вологде я разрабатывал на основах, заложенных Леонардом Эйлером в задаче о кенигсбергских мостах. Мне это практически удалось. Просто задача у меня была несколько сложнее, потому что в задачу был включён параметр времени - я должен был оказаться в некоторых точках не раньше их открытия и не позже начала обеда в гостинице. Плюс потери от ошибок и излишней любознательности.

Итак, самые общие впечатления от вологодской архитектуры.

Излагаются не в хронологическом порядке, а по мере поступления.

Советская и такая же постсоветская архитектура.

Если подходить к вопросу системно-исторически, то по архитектурной концепции зданий того периода хорошо заметно, что предыдущую цивилизацию сменила цивилизация примитивных варваров, в каких-то чертах напоминающих спартанцев в описании Плутарха. Как Калининград и, в какой-то степени, Рим. То есть цивилизацию, даже не отрицающую эстетический компонент, а просто не имеющую представления о его существовании. Изредка прорываются на каком-то биологическом уровне попытки реализовать подсознательные представления об античности или о конструктивистской эстетике на уровне мычания.

Советская архитектура Вологды - это результат работы специалистов, изучавших историю архитектуры на примере отечественного баракостроения. В лучших традициях Платона, Томаса Мора, а также Замятина, Хаксли и Оруэлла. В этом контексте очень забавно наблюдать как утопия смыкается с антиутопией в общих рядах спартанцев, итальянских фашистов в области корпоративного государства и коммунистическими концепциями в архитектуре во главе с Корбюзье.

 

P1190085

 

P1190092

 

P1190097

И только в более поздние времена появились здания со своей, хотя и сомнительной, но брутальной эстетикой

P1190084

и строения, попадающиеся во многих городах, включая Иваново и Москву, основанную на идеях псевдорусского стиля и отсылающие к идеям Шехтеля и Васнецова, но почему-то всегда завершающиеся мыслью "что за  *удак это построил?". (На фотографии далеко не худшая версия).

P1190098

В принципе, подобный тип мышления выражен, именно как тип, в названии завода с другой стороны реки - "Северный коммунар". Мне сфотографировать не удалось, потому что мешала листва. "Так вот ты какой, северный коммунар".

Краса вологодская

В принципе, как показала мне хранительница музея "Дом Самарина. Вологда рубежа XIX-XX вв." - это сруб. Из очень толстых брёвен. Когда мы скорешились, она повела меня в служебную часть, где очень наглядно видна сама конструкция здания. Про взаимоотношения с хранительницами музейных ценностей - особая история. И этот сруб, как силовая часть конструкции (и теплоизолятор, разумеется) обшит досками и всей этой кружевной красотищей, которую мы наблюдаем. И вот таких кружевных резных домов целые улицы и кварталы. Каким образом это всё сохранилось - не понимаю. Видимо, руки не дошли.

У каждого дома своя история. Дом Самарина, например, сохранился потому, что здесь был дом-музей Марии Ильиничны Ульяновой, которая снимала здесь одну из комнат вместе с мамой и нанимала прислугу, будучи в ссылке. А позже музей перепрофилировали и воссоздали интерьеры настоящих хозяев.

Гостиная

И таких чудесных домов очень много - хочется показать все...

 

P1190272

P1190103

 

P1190260

 

P1190352

и Trade center

Здание trade-centre

P.S. Дом Самарина

В нём экспозиция построена на восстановленных интерьерах и истории нескольких вологодских семейств.

Не могу отказать себе в удовольствии разместить фотографию элемента школьной комнаты, потому что моё педофобское подсознание выстраивает совершенно другие представления об этом изображении, чем закладывали менее испорченные люди сто лет назад.

Ять

Я, честно говоря, довольно быстро запутался в династических деталях семьи Самариных - передам только детали, которые меня поразили своей исторической изысканностью.

Сам Александр Павлович Самарин поначалу снимал комнату у богатой вдовы и помогал ей по хозяйству. Потихоньку с течением времени он стал одним из шести вологодских ювелиров и купцом второй гильдии, попутно женившись на этой самой вдове. В истории с  их потомками я очень быстро запутался, но запомнилась история про дочь, у которой каким-то образом оказалась немецкая фамилия и её на волне советско-германской дружбы в 1939-1940 году выслали насовсем в Германию, где она дожила до 1945 и то ли умерла, то ли погибла от бомбёжек, что в контексте того времени для бывшей советскоподданной можно считать безусловным везением.

А сын, Николай Александрович, поступил на архитектурный факультет Академии художеств в Петрограде (на зачётке 1924 года почему-то написано Петербург) и в 1925 году, здесь же, почти через дорогу изваял памятник Ленину. А на вопрос, почему Ленин получился таким маленьким, отвечал, что ваял его в натуральную величину.

 

Ленин в натуральную величину

Моя беседа с хранительницей музея в результате завершилась тем, что, несмотря на все мои протесты, она подарила мне книгу о Вологде, написанную руководительницей всего комплекса этих исторических музеев Вологды и директором "Музея забытых вещей" Татьяной Владимировной Касьяненко. А когда после ещё одного короткого диалога выяснилось, что я её прекрасно помню, потому что в прошлый визит в Вологду как-то сложилось, что мы все с ней очень не спеша поговорили - это такая импозантная дама в шикарной широкополой чёрной шляпе - я был послан за автографом.

И отправился в заданном направлении. А я всё равно туда собирался. Чудесный музей.

Но сначала я оказался в восточной части города, там где находится домик Петра I, в котором он жил во время своих посещений Вологды

Дом Петра

и памятник поэту Николаю Михайловичу Рубцову

Рубцов

кого-то неуловимо напоминающего.

Он жил там же неподалёку, в пятиэтажке, на которой висит мемориальная доска и в котором он и был в 1971 году во время пьянки ненароком задушен своей невестой, поэтессой Людмилой Дербиной всего через десять дней после подачи заявления в ЗАГС.

А дальше я дошёл до памятника 100-летию электрического освещения в Вологде. И если бы я не знал, что это памятник, то, безусловно, прошёл бы мимо. А зря.

Писающая собачка издали

Но я знал.

Писающая собачка

А дальше

Пейзаж через речку от собачки

 

Пейзаж на Кремль по реке

Вологодский креатив

Есть находки

Шаурма по-русски

    Чистка снега

    Чеважата

    Газмен

    До честной связи

    Колготика

Колокольня Софийского собора

Ну, как обычно. Пока погода позволяла, я и поднялся. Там смотровая галерея на высоте 65 метров. Поднялся и ни капельки не устал. Потому что страшно. Во-первых, из-за моей дурацкой привычки всегда смотреть что и как устроено и что на чём держится. А во-вторых, я за последние годы как-то попривык, что на подобных аттракционах устроители исключают по возможности  травматизм среди туристов. Вон, в Сиднее аж цепью с карабином с башне пристёгивали и на алкоголь проверяли. А тут - заплатил двести рублей - и вперёд.

И идёшь себе по деревянной лестнице. А там где балясина отвалилась, там между неотвалившимися красная ленточка натянута. А потом на высоте 65 выходишь на свежий воздух через какой-то пролом в стене на покатый деревянный настил шириной в полметра к перильцам по пояс. И чувствуешь себя крайне неуютно, особенно, когда на тебя, ничего не видя,  пятится тётка с айпадом, потому что рожа её дядьки в него не помещается. Успел отойти - молодец, не успел - упрёшься в перильца. Которые по пояс.

А вторая волна ужаса накатывает, когда ты уже адаптировался, а из этого пролома вылезает мамаша с двумя детьми, пропустив обоих вперёд и не контролируя ровным счётом ничего. Всё, больше не буду.

С Торговой площади

Колокольня внутри

Колокола

София сверху

С колокольни на Торговую площадь

Музей Варлама Шаламова

Доска

"До чего ж мы гордимся, сволочи,

Что он умер в своей постели!"

Александр Галич. "Памяти Б.Л.Пастернака".

У Шаламова даже не это. Не в своей. В Доме престарелых Литфонда.

"Это инвалидный дом! Вы находитесь внутри картины Босха — без преувеличения, я тому свидетель. Это грязь, смрад, разлагающиеся полуживые люди вокруг, какая к чёрту медицина там? Обездвиженный, слепой, почти глухой, дёргающийся человек — такая вот раковина, и внутри неё живёт писатель, поэт". Е.Захарова Из выступления на конференции 16.06.2011

Дом, в котором родился Варлам Шаламов, находится прямо за Софийским собором. А в пяти минутах ходьбы - церковь Варлама Хутынского, именем которого и был назван Шаламов, церковь, в которой служил его отец.

Это фотография сквозь окошко "Музея забытых вещей"

Сквозь занавеску Дома забытых

Вот он, храм 1780-го года. Необычный. Закрытый на реставрацию.

Хутынского

Мне повезло - экспозицию шаламовского дома открыли только неделю назад - в прошлую субботу.

Камера-мемориал

 

Стукач

 

Фото по статье

 

Допрос Бунин

 

Планомерное истребление

 

Говорят, мы мелко пашем

 

В редакцию Литературки

Трудно сказать, что заставило Варлама Тихоновича написать такую статью таким языком, имея за спиной семнадцать лет лагерей. Почему такое время от времени писал Шостакович, понять легче. А здесь...

Самое тоскливое - это то, что ещё совсем недавно всё это ощущалось как история.

А на втором этаже - замечательная картинная галерея. Просто уже и так всего много, а ещё впереди...

А в "Музее забытых вещей", конечно, побывал. Название несколько сбивает с толку. Это, скорее, "Музей утраченных реалий". И автограф получил, и поговорил о том, о сём.

А в субботу в Вологде был День города. Благодаря интуиции и заходу по пути в два книжных, я совершенно случайно вырулил к зданию администрации города аккурат в тот момент, когда там явно что-то затевалось. Покрутился малость, и точно - встреча градоначальника хлебом-солью.

Голубицы и ходули

Голубицы

Встреча бургомистра

Хлеб-соль

И дальше мы с бургомистром шли по городу параллельными курсами, иногда теряя друг друга из виду, иногда снова встречаясь.

 В городе праздник.

Духовой оркестр

 

Разносят конфетки

Нулевой километр

Фауна 1

Чувиха с мусором

Это так, "Этюд в оранжевой гамме"

Оранжевое эстетство

Причесон

P1190368

P1190370

P1190435

В городском парке - Одетта, Одиллия и Зигфрид

Одетта Одиллия и Зигфрид

А накануне ещё и фестиваль кружев был, и на Торговой площади сидели десятки кружевниц с коклюшками

Фестиваль Кружев

В общем, мне бы в Вологде ещё денёк. Но не воскресенье, а сразу вторник. А то малость недобрал.