Голоса говорят

[Блогово]

Не любите ли вы театр так, как не люблю его я? О, театр – это просто пытка для социофоба. Театр подавляет меня своей осязаемостью и телесностью. Он настолько реален, что временами я закрываю глаза. Особенно камерный театр, особенно, если волею случая или помощью волшебной феи из организаторов, как вышло вчера, я оказываюсь на первом ряду. Мне физически тяжело так близко, так пристально и так долго смотреть на другого человека. Из всех видов искусств именно театр оказывает на меня такое действие – бьет прямо в лоб, сразу с первых минут и до конца спектакля выводит из зоны комфорта, ну а дальше – дальше из меня можно веревки вить, брать тепленькую и оглушенную.

Сказать правду, спектакль хед-лайнера фестиваля «Голоса истории», знаменитой питерской Александринки, я малодушно пропустила: открытая сцена, начало в 23 часа, 7 градусов по   Цельсию и проливной дождь – что и говорить, а с погодой фестивалю в этом году не повезло катастрофически! Поиск по хештегу #голоса_истории в соцсетях выдает восторженные отзывы и один и тот же на всех рефрен: холодно-холодно-холодно! Но нашлись люди (богатыри, не мы!), которых не испугали все эти трудности. Вот что пишет о спектакле "Ксения. История любви" Ольга Кузнецова, писатель, журналист и моя добрая подруга:

«Город пуст, парковки – в центре – свободны. Куда иду в 11 вечера с зонтом наперевес? Вологжане, наверно, спят. Тучи ходят .. Весь центр в лужах. Но… Вот где вы! Народ весь сидел в театре! Вернее в Консисторском дворике Кремля. Прожектора! Ни одного свободного места! Тигран Оганян вытащил припасенный пакетик, постелил, присел на мокрую ступеньку возле камеры. Журналисты! Камеры! И что делать с этим объявлением «фото и видео съемка запрещена»? Знакомые и незнакомые лица тех, кто пойдет в театр - в любую погоду, в ночь! И это - несмотря на то, что завтра – на работу. Потому что им это надо. Вот таких вологжан я люблю. Я их уважаю. ...Итак, Российский академический театр драмы им. Пушкина - Александринка – приехал в Вологду. Спектакль «Ксения. История любви». ... Кстати, сцену, по сравнению с прошлым годом, повернули, так что опаздывать совсем нельзя – войдя во дворик, сразу появишься на сцене. Оправдан ли этот поворот сцены на 90 градусов? О да! Включенность каждого элемента в этом спектакле – стопроцентная: дверь-проем, проходы слева и справа, выход на стену, вход в стену - все было использовано на полную! И даже картинкам от проектора найден достойный белый фон. И даже батюшка выходит, как положено, - из церкви. А купола, Софийский собор стали доминантой, создающими атмосферу спектакля: меняются времена, люди, их наряды, а все, что выше – оно…  Завязка. И ряд сцен: Ксения и люди. Точнее- Ксения и время, Ксения и слово, Ксения и души человеческие. Или так: Ксения - и душа. Которая у всех похожа: ей ничего-то не нужно – кроме утешения.Тут и прошлый век, и позапрошлый, и нынешний. И очереди в «Кресты» с передачками, и советское застойное время, и новый русский, и новообращенные (почти сатирически). И эта маленькая девочка – как единственная надежда, что и мы где-то рядом, и вот-вот, как она, увидим… Что сказать? Крепкая, классическая драматургия, выверенная режиссура, прекрасный коллектив. Спасибо организаторам! Достойное начало фестиваля...»

          «Петр и Феврония Муромские» московского экспериментального театра «Практика» был представлен вологжанам в рамках второго дня фестиваля. Показ шел на малой сцене Драматического театра, мест всем желающим не хватило, публика сидела, стояла и местами даже лежала во всех проходах и перед сценой. Что сказать о постановке? Она отличная! Я бы сказала, что это было похоже на нераскрашенную лубочную картинку – до поры до времени черно-белую (декорации, костюмы, свет), которую актеры раскрасили своими голосами и пластикой. Была бы цветная сразу – был бы перебор. Был там и оригинальный текст Ермолая-Еразма, и его перевод на современный, понятный и близкий нам язык, и ссылки, и даже гиперссылки! Как сделать трехголового дракона? С помощью трех электронных сигарет, раскуренных одновременно! Хотите показать внутреннюю сущность героя – спроецируйте ее изображение на голый живот! Пение-говорение-бормотание и абсолютно удачно подобранный музыкальный ряд. Конфетка, а не спектакль!

Я начала с того, что театр для меня - это пытка. Нежнейшая пытка  - каждый спектакль. И что у нас в программе сегодня? «150 причин не защищать Родину»? Конечно, иду!

1