Долгожданная премьера фильма Леонида Парфёнова "Цвет нации"

[Блогово]

Долгожданная премьера документального фильма Леонида Парфенова о наследии С.М. Прокудина-Горского состоялась на Первом канале 12 июня.
Все мы с нетерпением ждали сюжет о Крохино - он в самом конце этого фильма на 74 минуте. И вот они последние фразы, произнесенные Леонидом Парфёновым в храме Рождества Христова: "Ну, вот что тут уже восстанавливать? Нечего! А новодел поставишь - только хуже будет. Да и к чему? Не может же быть на островке церковного прихода. Вот, консервация уже началась. Так бы и зафиксировать руины, и пусть стоят подлинные, как памятник стране, которой больше нет..."

Для меня главное в этих словах фраза - "и пусть стоят подлинные", всё остальное - художественные тонкости, которые были необходимы для завершающего сюжета к фильму. Да и вообще, восприятие этого монолога - как вопрос о том, где правильно расставить запятые (казнить нельзя помиловать).

Ведь каждый раз подъезжая к переправе и вглядываясь в сторону Крохино, лишь только увидев церковь, я с облегчением вздыхаю "стоишь, любимая". И о том же я прошу, когда, наконец, попадаю на остров: "подожди ещё, постой", и благодарю её за эту стойкость, терпение и силу.

Кстати, в связи с выходом в эфир этого фильма и долгожданном для нас сюжете о Крохино, возникло много мнений...

Хорошо ли Л. Парфёнов показал заявленную тему, и в частности, Крохино, сумел ли расставить правильные акценты и т.д.
В действительности получился хороший, качественный документальный фильм, где показано очень много проблемных точек страны, и всё это - в контексте анализа фотонаследия С.М. Прокудина-Горского. То есть в фильме постарались раскрыть широкому зрителю не только тему фотонаследия, но и многое "вытекающее" и "втекающее"...

Я очень благодарна авторам фильма, что сюжет о Крохино - особенный, в нем показана даже ретроспектива разрушений храма, для чего мы вместе отбирали показанные в фильме архивные фотографии. Да, в сюжете не прозвучало, что храм спасают волонтеры, которым нужна помощь, но он показал его. И все, кто заинтересуются "затопленным крохинским храмом", обязательно найдут о нём соответствующую информацию.
Более того, в своих интервью (здесь и здесь) после премьеры фильма Л. Парфёнов разъяснил свою личную позицию и отношение к культурному наследию. Вот некоторые выдержки из его ответов, в том числе относящиеся и к крохинскому сюжету:
- (...) Нужно (...) действительно старинное постараться хоть как-то законсервировать и не разрушать дальше. (...) Может быть, следующие поколения будут более восприимчивы к этому. Вот ведь сохраняют, не достраивая, Колизей. А ведь какой мог бы получиться в центре Рима спортивно-зрелищный комплекс! Может быть, какие-то есть итальянцы, которые считают, что руины – это плохо. Это должно быть в большей степени решение элит, в том числе – властных, что мы должны потратиться для того, чтобы уже никакой из старых камней не рухнул.

- (...) И сейчас многие объекты - например, Крохинская церковь, - разрушаются прямо на наших глазах. Вполне возможно, что очень скоро она даже в состоянии руин перестанет существовать. А мы не извлекли из этого никаких уроков. Пожалуй, это самое острое ощущение. Люди в массе своей не считают это утратой, и что мы, и предыдущие поколения россиян в этом виноваты. А отношение простого жителя в регионах России к столичной съемочной группе всегда одно и то же: «А че тут у нас снимать-то?» На любом проекте это самая распространенная реакция. А когда рассказываешь им, про что снимаем, они пожимают плечами: ну да, может быть. А че, из-за этого приперлись из Москвы прямо? В большинстве своем люди совершенно не чувствуют ценности тех мест, в которых живут.

- (...) Фильм адресован широкой публике... Всякому, кто не ленится и любопытен. А по классическому определению Пушкина, мы ленивы и нелюбопытны. (...) Я давно знаю, что достучаться можно только до тех, кто хочет услышать. (...) А кто не хочет, того и не заставишь. Никакие ухищрения не помогут...


Здесь и ниже: фотоколлаж из блога Натальи Белюшиной "Прокудино Горе" (Сноб). Использованы фотографии В. Ратникова, А. Тукаевой, а ткже кадры из фильма "Цвет нации".

Спустя несколько дней после премьеры фильма в сети начали появляться первые отзывы... Судя по всему, сюжет о Крохино действительно запомнился многим. А для некоторых стал открытием - эта публикация в журнале Сноб на половину посвящена крохинскому сюжету. Причем автор даже заимствует фотографии съемок крохинского сюжета и даёт ссылку на мой прошлогодний пост Съемки нового документального фильма Леонида Парфенова "Цвет нации" в Крохино, но ни слова или крохотного упоминания о нашем волонтерском проекте НЕТ.

Впрочем, это журнал Сноб, и было бы слишком приземленно упоминать в контексте философсикх концепций автора некий волонтерский проект...

0_ba252_79531919_XL

Но как бы там не было, от себя могу добавить следующее: Посмотрите этот фильм, вы не пожалеете!

Краткий пресс-релиз:
Еще в начале ХХ века Сергей Михайлович Прокудин-Горский первым осознал исключительную миссию цветной фотосъемки: только фотография "в натуральных цветах" в полной мере сохранит облик того, что может быть утрачено в любой момент.

Он – не просто один из родоначальников мировой цветной фотографии, автор первых в Российской империи цветных открыток и издатель журнала "Фотограф-любитель".
Профессор поставил перед собой фантастическую цель: объездить и запечатлеть на фотокамеру всю Российскую империю, чтобы оставить потомкам полную "коллекцию достопримечательностей".
Результаты первых экспедиций – проекции цветных стеклянных пластин с изображениями дальних уголков империи – были показаны царю 3 мая 1909 года в Александровском дворце Царского села. Пораженный увиденным Николай II поручает поддержку проекта Прокудина-Горского министру путей сообщения. Профессору предоставлен служебный транспорт. Заручившись помощью царя, Прокудин-Горский запечатлел тысячи объектов на территории всей Российской империи.

Спустя столетие черно-белые изображения станут анахронизмом. Из-за длительных выдержек люди на снимках вековой давности часто выглядят будто замороженными, а кинохроника с ее характерными "дрыжками" сегодня воспринимается заведомым ретро. Цветная же фотография, хотя и совершенно изменилась за прошедший век технологически, по качеству "картинки" практически не превзошла достижения Прокудина-Горского.
Значительная часть снимков профессора была утрачена. Хранимая в Библиотеке Конгресса США коллекция около 1900 уцелевших цветных изображений осталась единственным документальным свидетельством дореволюционной России в ее подлинных красках.

Фильм расскажет о судьбе и профессиональном подвиге Прокудина-Горского, даст панораму дореволюционной империи и портреты ее современников. По следам Прокудина-Горского съемочная группа Леонида Парфёнова побывает в 12 регионах, чтобы воочию убедиться в произошедших в стране переменах. В фильме приняли участие внуки С.М. Прокудина-Горского, проживающие во Франции, а также эксперты Библиотеки Конгресса США.
Производство студии "Намедни", 2013 год. Автор и ведущий: Леонид Парфёнов. Режиссeр: Сергей Нурмамед.