Запрет анонимности. Всеобщая онлайн слежка. Регистрация блогеров

[Блогово]

Какие еще новшества вносит  97-ФЗ в жизнь российского Рунета с 01 августа? Очевидно, закон откроет новую веху в истории цензуры в российском пространстве самый рассвет цифровой эпохи. Не так давно мир потрясли разоблачения Сноудена о тайной слежке за пользователями глобальной сети. И по иронии судьбы, страна, которая предоставила защиту  человеку, рассказавшему о грязной работе американских спецслужб, стала одной из основоположниц легализации поголовной внесудебной слежки за пользователями Интернета.В плане защиты прав на приватность и анонимость, которые несомненно являются гарантами в digital era фундаментальных прав человека и гражданина на тайну личной жизни и частной переписки, России идет по совершенно иному, так называемому "азиатскому пути".  И пока ООН принимает резолюцию  "Право на неприкосновенность личной жизни в цифровой век", а Европейский суд принимает решение, устанавливающее "право пользователя быть забытым" в сети, в России вводится механизм для всеобщей слежки и сбора данных за пользователями. При этом вызывает серьезные опасения вопрос того, как и кем будут использоваться эти данные? Ведь многим известна достаточно плохое правоприменение закона о защите персональных данных в стране.

Тем не менее, закон был принят Государственной думой 22 апреля 2014 г., одобрен Советом Федерации 29 апреля 2014г., подписан Президентом 05 мая 2014 г. и опубликован в РГ 07 мая 2014 г.

Свое правовое заключение на законопроект я делал недавно для МХГ в рамках правозащитного мониторинга законов, нарушающих права человека. (+ Заключение на английском языке)

В том, что 97-ФЗ не выдерживает никакой критики с точки зрения провозглашенных Всеобщей делкарацией прав человека принципов, довольно очевидно.

Закон вступает в силу в полной мере без каких-либо переходных положений. При этом, была совершена очевидная спешка вступления закона в силу при той огромной сложности надлежащего правового регулирования тех отношений, которое заложено в идею закона. В целях реализации законов надлежит разработать не менее 13 подзаконных актов. 02 июня 2014 г. РосКомСвободой были опубликованы первые четыре документа, кулуарно разработанные на скорую руку и полученные от источника из рабочей группы по принятому закону.

Выбранный юридический стиль написания закона,  пробельность и размытые формулировки в самом тексте 97-ФЗ позволяют принять еще более жесткие по характеру правового регулирования отношений в области  коммуникаций подзаконных актов на уровне Постановлений Правительства и Приказов Роскомнадзора.Так, например утвержденная версия Регламента Роскомнадзора «по хранению информации и порядку ее предоставления уполномоченным государственным органам, осуществляющими ОРД или обеспечение безопасности Российской Федерации, организаторами распространения информации в сети «Интернет» содержит положение, по которому необходимо собирать данные об:

- идентификаторе пользователя- всех его контактов адресной книги и электронной почты

- количестве и объеме сообщений- обо всех авторизациях через сторонние сервисы

- способах лично переписки внутри интернет-ресурса- точное время посещений

- список DNS-серверов, используемых пользователем,

- способах ведения переписки с провайдерами хостинга и регистраторами доменных имен,а также:

- информацию, внесенной при регистрации пользователя на интернет-ресурсе;

- информация об используемом пользователем оборудовании и ПО

- все факты авторизации с точным временем

- все факты изменения пользователем своих данных

- факты прекращения пользователем использования интернет-сайта

- факты о произведенных денежных операциях пользователем с указанием информации о корреспонденте — идентификаторе платежной системы, валюты и суммы, осуществленных транзакциях (с указанием идентификатора платежной системы («электронного кошелька»), сумм прихода либо расхода и ряд других не менее казалось бы конфиденциальных данных, о которых должен знать только инициатор и получатель. 

Вместе с тем регламент предусматривает случаи, когда организаторы (владельцы сайтов) распространения информации могут заключить соглашение с регулятором, по которому он сможет самостоятельно обеспечить доступ к такой информации о пользователях в полном объеме на постоянной основе и без каких-либо запросов. В таком случае он освобождается от обязанности хранить такую информацию.

Подзаконный акт также пытается определить территориальные границы и круг субъектов в Интернете, которые подпадают под установленное Законом правовое регулирование. Вместе с тем, предпринимаются попытки определить список лиц, в отношении которых будет применим закон.

А в полночь 10 июня Роскомнадзор выложил на общественное обсуждение ряд интересных подзаконных актов, к которым предлагается дать общественную оценку:«Проект приказа Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций «Об утверждении Методики определения количества пользователей сайта или страницы сайта в сети «Интернет» в сутки в целях реализации положений статьи 10.2 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». «Проект приказа Роскомнадзора «Об утверждении Порядка предоставления операторам связи технических средств контроля за соблюдением оператором связи требований, установленных статьями 15.1-15.4 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»

Полагаю, лето будет жарким, и скоро мы  проснемся в другой он-лайн реальности, где каждый будет под колпаком "Большого Брата". И это уже не сюжет книги фантастов или сценарий голливудского фильма. Это  наша реальность с 01 августа 2014 г.