Недетские вопросы

[Блогово]

Детство – самая лучшая пора в жизни любого человека. Вспоминая о детстве, мы всегда вспоминаем школу. Ведь школа – это первая учительница и школьные друзья. Школа – это знания, открывающие дороги во взрослую жизнь. Для многих школа – это второй дом, где радуются успехам учеников и переживают неудачи. Школа – это целый мир. Мир детства.

К сожалению, взрослые могут разрушить этот Мир, трепетно создаваемый учениками и педагогами.

В последнее время говорят много о воспитании, о том, что нужно возрождать культуру, помнить о нравственных ценностях, воспитывая детей, ведь они – наше будущее. А что на самом деле? Не нравственные ценности важны, не комфортные условия обучения детей, а деньги. Они всё решают. Кто сильнее, тот и прав.

Всем известно, что экономический кризис, охвативший многие отрасли, не обошел стороной и сферу образования. С целью «Оптимизация расходования бюджетных средств для обеспечения доступности качественного образования обучающихся Сокольского муниципального района» руководство Управления образования Сокольского муниципального района Вологодской области приняло решение по «оптимизации сети общеобразовательных учреждений Сокольского муниципального района на 2013-2015 годы». (см.Программа оптимизации сети образовательных учреждений Сокольского муниципального района на 2013-2015 годы» http://u19.edu35.ru/documents/muniz/172———-2013-2015- ).

Для реализации поставленной задачи Управление образованием имеет намерение присоединить Замошскую основную общеобразовательную школу, расположенную в деревне Замошье, в Марковскую основную общеобразовательную школу, расположенную в 15 километрах от Замошья. При этом, что будет с освободившимся зданием, никто не объясняет.

Предполагается, что в результате данного мероприятия будут созданы оптимальные условия для повышения доступности качественного образования. произойдет наполнение Марковской школы за счет перехода всех детей из Замошской школыи показатель контингента будет соответствовать нормативным значениям. И экономия бюджетных средств.

С точки зрения экономики все логично, но так ли эффективно данное мероприятие как может показаться на первый взгляд? 

При обсуждении данной проблемы родителями учеников Замошской школы возникло множество вопросов, которые ставят под большое сомнение получение экономического эффекта, не говоря уже о социальном. 

Во-первых, мы имеем дело с нарушением прав учащихся. Мы считаем, что перевод детей в другую школу значительно ухудшает условия обучения учащихся, являясь нарушением прав ребенка на получение образования., а это противоречит Закону Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенкав Российской Федерации», Конвенции о правах ребенка (ч. 1, ст.3)

Мы считаем, что ежедневный подвоз детей до места учебы является неприемлемым. Ребенок будет вынужден вставать в 6 часов утра, толком не позавтракав, и приедет домой к 4 вечера. За это время он поест только один раз. В нашей же школе 2-х разовое питание, почти домашнее. Дожидаясь автобуса (у кого 4 урока, у кого 6), он будет «болтаться» неизвестно где. В связи с подвозом они успеют только сделать уроки и пораньше лечь спать. О том, чтобы погулять и посетить кружок, говорить не приходится, так же как и о внеклассных мероприятиях, родительских собраниях? Или для этого будет отдельный рейс? А о чем будут думать матери, отпуская своих детей в слякоть и мороз? Тем более, вызывает опасение состояние дороги между Замошьем и Марковским, зимой в гололед, дорога практически не подсыпается песком, переметена снегом, весной и осенью обочины не окашиваются, часто на дорогу выходят дикие животные. Кто возьмет на себя ответственность за жизнь и здоровье наших детей?

Беспокоит нас и психологическое состояние детей. Уже сейчас дети плачут и не хотят никуда ехать. Дети и так испытывают трудности, в связи с большими учебными нагрузками, а тут еще и новая школа. Психологическая нагрузка на детей увеличивается на порядок. Всё это может привести к хронической усталости и неврозам, все это естественно отразиться и на качестве образования.

В нашей школе дети живут одной большой дружной семьей. У нас нет драк, оскорблений, унижений. Не доставляет хлопот и нравственное воспитание учащихся. Деревенские дети добрее, отзывчивее. С переходом в базовую школу без присмотра родителей дети быстрее поддадутся вредным привычкам и потеряют нравственную устойчивость к негативным явлениям нашей действительности. Малая наполняемость классов дает нашим детям возможность получать глубокие и прочные знания. Учителя занимаются с ними и после уроков. У нас нет «двоечников». Дети показывают лучшие результаты по району при сдаче ЕМЭ, занимают призовые места в районных и областных конкурсах, всероссийских олимпиадах. После уроков дети с удовольствием готовятся к различным мероприятиям и конкурсам. Дети с удовольствием ходят в школу! У нас хорошая 2-ух этажная школа, построенная в 1990 году, есть спортзал, столовая, библиотека, компьютерный класс, школьный музей, стадион, школьный приусадебный участок на котором выращиваются овощи для питания школьников. На базе школы не один год работает летний экологический лагерь «Юные экологи», который занял в 2010 году первое место в районном конкурсе. В нашей деревне есть прекрасный храм покрова Пресвятой Богородицы, в Замошской школе 2 раза прошли «Покровские чтения», собирались потомки священников, служивших в храме Покрова Божией Матери в Замошье, священники и краеведы из Сокола, Кадникова, Вологды, Москвы, Питера, Архангельска, с Украины…В Замошье вышла в свет книга «Заветный Белокаменный Покров». Сборник содержит материалы по истории и архитектуре храма Покрова Пресвятой Богородицы в деревне Замошье, сведения о судьбе последнего священника прихода В. Шергина и его родных, материалы по истории часовен Замошского прихода. Материалы собирали по крупицам наши дети, педагоги.

На сегодняшний день в БОУ СМР «Замошская ООШ» работает высокопрофессиональный коллектив учителей. В 2005 году Замошская школа удостоена звания «Лучший коллектив Сокольского муниципального района».

Процент обеспеченности специалистов по всем преподаваемым предметам – 100%, тогда как в БОУ СМР «Марковская ООШ» процент обеспеченности специалистов – 90%. В апреле 2014 года школа прошла аккредитацию. Немаловажным является и тот факт, что во всех кабинетах сделан ремонт, здание школы соответствует требованиям СанПиНов. Администрация школы прилагает все усилия для обеспечения комфортных и безопасных условий для пребывания наших детей в школе, своевременно выполняя предписания надзорных органов.

На территории нашего поселения есть ФАП, дом культуры, почта, библиотека, при школе существует дошкольная группа. В поселении образуются новые семьи, остаются на селе, рождаются дети. Так почему надо, прикрываясь красивым словом «реорганизация», все это разрушить? Ведь с отъездом детей в другую школу исчезнет еще одна деревня: родителям придется ехать за ними, бросать благоустроенные дома, хозяйство. Скоро на селе никого не останется, если мы так будем «разбрасываться» деревнями и так распоряжаться людскими судьбами. Когда же мы будем экономить там, где надо и где это разумно и нужно? Может быть, содержать нашу маленькую школу невыгодно и неэкономно. Но может поэкономить где-то в другом месте? Может, не будем экономить на детях? Может, подумаем о желании ребенка ходить в ту школу, где он родился, подумаем о матерях, которые спокойно будут собирать утром детей в школу и посещать ее, интересуясь учебой своих детей? Почему мерилом ценностей становится бумажная купюра, а не человек? Кто хочет уехать из деревни, тот уедет. Но есть люди, которые хотят жить и работать на селе и водить детей в школу поблизости. Кому они мешают? Почему нужно все загубить? А между тем школа на селе была и остается гарантом существования села.

А что будет с педагогами, слияние школ приведет соответственно к сокращению штатов. Увеличится уровень безработицы. Можно ли позволить себе разбрасываться квалифицированными кадрами? Кто будет учить будущих первоклассников? 

Кстати, 7 февраля 2013 года на встрече с учителями сельских школ министр образования и науки сказал: «Дальнейшего сокращения сельских школ не будет. Финансирование сельских малокомплектных школ должно осуществляться по необходимости и не зависеть от количества учеников. Техническое оснащение сельских школ должно быть на высоком уровне, для этого в регионы направлялись огромные деньги в рамках программы модернизации образования».

Мы искренне считаем, что, принимая решение, успешные руководители просчитывают как позитивные моменты своего выбора, так и риски, то есть негативные последствия выбранного пути. А в нашей ситуации плюсов мы вообще не видим. Эффективную школу нужно почему-то закрыть, дети пусть разбегаются, куда хотят, главное процесс пошёл. 

Мы хотим, чтобы наша позиция была услышана, потому что мы беспокоимся за своих детей, нам важно их будущее. Как любящие родители мы не можем стоять в стороне и наблюдать, как до основания разрушается то, чем всегда славилась наша страна – достойное и доступное образование.