Детское дополнительное образование

[Блогово]

В 90-е годы мне довелось на протяжении 7-ми лет проработать в различных организациях детского дополнительного образования и воспитания. В частности, я был преподавателем негосударственной школы "Развитие индивидуальных способностей каждого", которая располагалась в Политехническом музее Москвы. Работал в московском Лицее информационных технологий N1537. В каникулярное время организовывал досуг и преподавал в Международном детском компьютерном центре в г. Переславле-Залесском. Затем, мы с друзьями и коллегами организовали независимый проект детских "компьютерных" центров. Мы брали в аренду корпуса в различных пансионатах, завозили туда компьютерную технику, преподавателдей и детей и организовывали для них гармоничное сочетание отдыха и обучения. Через нас прошли тысячи детей в возрасте от 6 до 16 лет. Насколько можно судить по их воспоминаниям и по тому, чего они добились в жизни, можно констатировать, что мы работали не зря. В начале 2000-х я пытался объединить все негосударственные детские досуго-образовательные центры в единую Ассоциацию, но у меня это не получилось, ввиду того, что сфера дополнительного образования с точки зрения законодательной базы, была зарегулирована таким образом, что большинство подобных образовательных проектов являлись, фактически, нелегальными.

Не так давно, от коллег из Агентства стратегических инициатив мне стало известно, что по поручению В. Путина МИнобрнауки России разрабатывают Концепцию развития дополнительного образования детей в нашей стране. Учитывая, что у меня самого трое детей, которые активно пользуются услугами данной сферы, а также, в связи с тем, что данная тема мне очень близка с точки зрения полученного в свое время опыта, я попросил привлечь меня для участия в Концепции. 5 марта состоялось совещание у Вице-премьера  О.Ю. Голодец по данному вопросу. Агентствоо включило меня в список своих представителей на данном совещании. Я был очень рад, что Государство наконец-то озаботилось темой дополнительного образования. В России к настоящему моменту осталось очень мало подобных организаций, ввиду их нестабильного и невысокого финансирования, а также в связи с очень сложным доступом в данный сектор негосударственных организаций, с точки зрения нормативных правил. Я абсолютно уверен в том, что "светлое будущее" сектора дополнительного образования возможно лишь при внедрении принципа государственно-частного партнерства.

На совещании присутствовали, помимо чиновников, как представители сектора дополнительного образования, так и эксперты. Доработка Концепции легла на плечи Федерального института развития образования, во главе с А.Г. Асмоловым, чей сын когда-то был моим учеником, а сейчас сам занимается образовательным бизнесом.

Первым, с докладом и презентацией выступил разработчик проекта Концепции - заместитель Министра образования России Вениамин Шаевич Каганов. Параллельно его выступлению, я прочитал и сам текст Концепции, который был роздан с материалами к совещанию. Проект меня сильно удивил. Основная мысль, которую я уловил, прочтя документ, заключалась в необходимости еще больше зарегулировать сектор дополнительного образования детей. Меры, предложенные в Концепции, с моей точки зрения, практически полностью закрывают возможность предпринимателям создавать негосударственные проекты в данной сфере. Еще больше меня удивило то, что выступающие начали по очереди поддерживать принципы, изложенные в Концепции. Мне стало не по себе. Ольга Юрьевна всех внимательно слушала, и пока не высказывала своего отношения к представленному документу. Я взял слово и достаточно резко, но аргументированно раскритиковал ту часть Концепции, которая касалась негосударственного сектора. Мое выступление явно не понравилось замминистра, но, неожиданно для меня, практически полностью было поддержано вице-премьером. Она поручила привлечь меня к процессу доработки Концепции и попросила меня изложить все мои предложения в письменном виде.

Когда Ольга Юрьевна покинула зал, замминистра Каганов попросил всех еще на минутку задержаться. От того, что он сказал, я чуть не остолбенел. Смысл его слов был в том, что он попросил всех присутствующих постараться не оглашать свои идеи во "внешней среде" до утверждения Концепции Правительством. Аргументировал он это тем, что люди в стране не настолько умные, чтобы понять смысл предлагаемых, например мной, мер. Он сказал, что все подумают, будто Государство хочет все допобразование сделать платным. Я не очень понял, почему он решил, что граждане России натсолько глупы, но я отлично осознал, что он очень не хочет, чтобы мои предложения попали в окончательный текст документа. Ведь развитие негосударственного сектора дополнительного образования и снижение степени его регулирования приведет, во-первых, к потере Министерством образования ряда потенциально коррупционных функций (лицензирование, сертификация, аккредитация, проверки и надзор), а во-вторых к уменьшению денег, которыми распоряжаются чиновники Министерства. После его выступления у меня не оставалось сомнений в том, что процесс доработки Концепции должен быть максимально прозрачным. С этой целью, я решил опубликовать, как сам текст проекта Концепции, так и свои предложения по его доработке в части развития негосударственного сектора допобразования детей. Сразу оговорюсь, я не предлагаю заменить государственные учреждения дополнительного образования негосударственными. Я предлагаю существенно расширить данный сектор за счет внедрения нормальных рыночных механизмов и использования принципов государственно-частного партнерства в данной сфере.

Текст Концепции развития дополнительного образования детей.