"Я не вернусь!..." Вологодский театр для детей и молодежи

[Блогово]

Как известно, бОльшая часть моей театральной жизни проходит за МКАДом. И раз уж так получилось, что в этом году я встречал НГ дома и ни в какие дальние страны не уезжал, решил вот я податься на денек в город Вологду.

Но интересовал меня отнюдь не резной палисад, а местный театр для детей и молодежи, попросту говоря - Вологодский ТЮЗ, как его до сих пор называют. Несмотря на весьма банальное название, повод к посещению этого театра был довольно веским - потрясающий спектакль "Я не вернусь!..." по пьесе Ярославы Пулинович, который я видел в июне на Коляда-Plays и который стал для меня настоящим взрывом мозга самым ярким впечатлением от фестиваля. Я даже тогда пообещал их художественному руководителю Борису Гранатову, что непременно к ним приеду, и вот, обещания надо выполнять.

К сожалению, на новогодние праздники этот театр - как и многие - массово играет детские новогодние елки и выбор спектаклей был невелик. Но в январском репертуаре были и несколько спектаклей "Я не вернусь", в связи с чем я и принял решение скататься на него во второй раз и посмотреть вещь в родных стенах.
Собственно, о самом театре. Расположен он в центре Вологды на улице Октябрьской, в живописном скверике. Внешне театр напоминает небольшой сталинский ДК:


(сорри за качество, снималось на телефон :))

Внутри театра - довольно уютно и ухожено, говорят, тут недавно был сделан хороший ремонт:

Тут надо сказать про репертуар театра - на первый взгляд он стандартный ТЮЗовский. Довольно много детских спектаклей, есть Шекспир ("Комедия ошибок"), Розов ("Вечно живые"), Вампилов ("Старший сын"). И при всем этом явный "закос" в сторону уральской драматургии:

Кроме "Я не вернусь!..." тут идет "Наташина мечта" в исполнении Алены Данченко и одна из последних премьер "Вперед и с песней" - тоже моноспектакль по пьесе колядовского ученика Александра Найденова. Да, где-то еще была информация, что Гранатов собирался ставить "Марьино поле" Олега Богаева.

Ну и "Алые паруса". Куда уж без них, родимых.

Теперь перейдем к спектаклю. После фестиваля я о нем подробно не писал, поэтому сделаю-ка это сейчас. Отдельное спасибо Марине за снятые на фестивале видеоролики и за разрешение их в этом посте использовать.

Сюжет этой пьесы Ярославы Пулинович больше похож на киносценарий. То есть, пьеса заведомо несценичная - с кучей действующих лиц, мест действия и к тому же весьма нелинейным сюжетом. Тем больше пространства для эксперимента и импровизаций, чем режиссер Ирина Зубжицкая и воспользовалась.



В Вологде спектакль играется на так называемой малой сцене, которая на самом деле представляет собой репетиционный зал где-то с сотней посадочных мест для зрителей. На фестивале же это игралось на сцене ЦК "Урал", с рассадкой зрителей на сцене же. Из декораций - одни лишь стулья да небольшой помост. Кулис как таковых нет (привет Коляда-театру!), а не играющие в конкретной сцене актеры сидят на стульях по периметру сценического пространства.



Итак, школа при Алапаевском детском доме. Главная героиня пьесы Аня Морозова (Виктория Парфеньева) оканчивает эту школу с золотой медалью, и, благодаря льготам для детдомовки, ее без экзаменов принимают на первый курс университета. Поскольку видео было снято в Ебурге на фестивале, тут говорится, что это университет Екатеринбурга, хотя дома у себя они название города почему-то не называют:





Приехав на зачисление, Аня знакомится с неким Андреем Даниловичем Люциусом (Игорь Рудинский), преподавателем, с коим у них впоследствии возникнет роман, но об этом мы узнаем позже. Начинается учеба, и тут во время дискотеки появляется ее однокашник-однофамилец из дедтома, который просит ее "присмотреть" за загадочным свертком.





Учится Аня хорошо, начинает даже сама читать лекции, и ее даже зовут на конференцию в Штаты.





Казалось бы, все зашибись, но, тут, говоря театральным языком, висящее на стене ружье и выстреливает. В том самом свертке, который был оставлен в общаге, находят героин, и за Аней теперь охотится милиция. Друзья отказываются помогать ей скрыться, да и Люциус оказывается максимум на что способен - так это дать немного денег и отправить Аню восвояси:





Переодевшись в дешевом секонд-хенде в подростка, Аня начинает бродяжничать. Самый колоритный персонаж в этой сцене - это водила-зазывала (Владимир Бобров), который пристает к зрителям, предлагая им уехать. В гастрольном варианте это были Ревда с Первоуральском, у себя дома - видимо более известные вологжанам топонимы Серов и Нижний Тагил. Впрочем, анино бродяжничество долго не продолжается - на привокзальной площади ее ловят и отправляют в детприемник.





Попав в детприемник, Аня всячески пытается скрыть свой истинный возраст (ей на тот момент уже 23). Где-то ей это удается, где-то не очень. Тут попадаются и свои колоритные персонажи, как, например, психологиня в исполнении Аллы Петрик. Одна из самых фееричных сцен во всем спектакле, ИМХО:





И вот в этом детприемнике Аня и знакомится с Кристей, тоже девочкой-детдомовкой. Кристя представляет собой злобного, запуганного и зашоренного ребенка с изломанной психикой и мечтает лишь об одном - сбежать из приемника и добраться до своей бабушки, живущей в далеком Владивостоке. Потрясающая актерская работа Алены Данченко.





В-общем, в итоге и Аня, и Кристя бегут из приемника и принимают решение вдвоем ехать автостопом во Владик.





На этом заканчивается первый акт спектакля.

Второй акт начинается уже на трассе. Здесь Ане и Кристе попадаются самые разные водители.

Есть и злые:





Но попадаются и добрые:





Параллельно с весьма брутальными сценами на трассе, эдаким "флешбеком" идут воспоминания Ани о ее отношениях с Люциусом. Типа, comic relief. Или все-таки не совсем comic.





Где-то на полпути выясняется, что опасность, связанная с наркотиком, якобы миновала, и Аня может возвратиться обратно в институт. Однако Кристя не отпускает ее и Аня решает продолжить путешествие. В Ане просыпается материнский инстинкт. Ей даже удается достать для Кристи пакет с конфетами, а Кристе для Ани - красные сапоги (лично я как-то не очень понимаю смысла этого девачкового фетиша, но пусть будет :))):





Но увы. Мечтам этим сбыться не суждено - Кристя из-за нелепой случайности гибнет под колесами КамАЗа. Аня решает все равно добраться до кристиной бабушки и выдает себя за Кристю.





Финал, которого нет в пьесе. Уже под новым именем Аня снова оканчивает школу.





На этой сцене зрители дружно смахивают слезы - как в Екатеринбурге, так и в Вологде.

В-общем, что еще могу сказать в заключение этого длинного поста.



Спектакль конечно очень-очень режиссерский. Чтобы на пустой сцене воплотить в жизнь такой несценичный материал без декораций и машинерии - это супервысший пилотаж. И кроме того, даже на этих вот роликах видно, что спектакль сделан совершенно без режиссерских "провисов" - разные сцены сменяют одна другую практически молниеносно, и зритель даже не успевает опомниться.

Ярко, очень ярко прописаны персонажи.



Интересное и насыщенное музыкальное оформление (тоже в принципе видно по роликам).

Но и актерской труппе тоже респект - много молодежи, причем, судя по всему, труппа собрана чуть ли не со всей страны.

Очень хотелось бы, чтобы они показали этот спектакль еще где-то, за пределами родных стен.

А сам театр категорически рекомендую к посещению. Пусть Вологда и не самый театральный город, но театр этот делает сей город явно заслуживающим отдельной поездки. Лично я не только не пожалел о том, что съездил, но и намерен съездить туда еще раз. Даже несмотря на не самое удобное расписание поездов. :)