Вологда кабацкая - 3

[Блогово]

Вокруг огня

Ильинская братчина 

На всем Русском Севере, где только сохранились ос­татки братчин, широко распространены местные сказания о том, как в старину в Ильин день прибегал из лесу к местной часовне олень, которого община закалывала, варила и съедала. (Вариант – лось).

Эта древняя традиция сохранялась в Вологде в виде совместного откармливания бычка, которого закалывали на Ильин день, варили в общемкотле.  Каждый год по бычку...

Кажется, я знаю, где стояла вологодская корчма в незапамятные времена.  На улице Бурмагиных при раскопках была найдена площадка, мощеная коровьими челюстями. В домашний чугун говяжья голова попадала разрубленная, а в котел братчины – целиком.

Это была обычная практика на Руси - традиционно площадь, где проходило вече, мостили коровьими челюстями. Успела ли в Вологде площадка перед корчмой превратиться в вечевую?

В день Ильинской братчины  на столы подавалось пиво, сваренное из  ССЫПЩИНЫ - из зерна, собранного из всех домов братчины.

Варилось пиво старым способом - камни накалялись в очаге, их брали щипцами и бросали в бочки с суслом. Потом, пока пиво выбраживалось, нужную температуру поддерживали, бросая горячие камни.

А еще - выпекался гигантский, на несколько пудов весом, каравай. Такой большой каравай можно было выпечь только в общинной печи, которуюизначально  сооружали с большим устьем.

Позднее, в XIX веке, этнографы отмечали, что при выпечке такого каравая для братчины (весом до 5 пудов!)  у печи разламывалось устье.

Что пили

На Братчине пили в основном пиво, довольно крепкое.

Обязательным было выпить три РЯДОБНЫХ чаши – или отпивали из братины, пускаемой по кругу, или  выпивали  три чарки.

Много это или мало?  Чарка – это 143 грамма. Меньше поллитра напитка крепостью  12-15 градусов, выпитых в несколько приемов, да под обильную закуску – это немного, а ведь напомню, тогда не закусывали, а запивали.

Выпить больше трёх чаш - почиталось за неприличное, и общественным мнением осуждалось.

Одна из функций братчины - общественный пир-совет, на котором обсуждались дела общины, принимались решения.

Постепенно функции вологодской корчмы, как место проведения трапезы, заняли трапезные монастырей и храмов, а братчина трансформировалась в храмовый праздник прихода. Но братчина, как орган местного самоуправления, ещё долго выполняла свою функцию. ( А место корчмы, как питейного заведения, занял государев кабак, но об этом – позднее).

Этнографами 19 века отмечается наличие ритуала  братчины на праздники: большая Никольщина (Николин день), большая Покровщина, большая Рожденственская, Михаиловская и другие.

Функции старосты пира приняли  на себя священник и церковный староста, но и староста, и священники были выборными – их выбирал приход  во время братчины, поскольку именно приход и оплачивал  труд батюшки. Кандидаты порой устраивали соревнование – кто будет служить дешевле? – но в результате духовенство было под контролем народа и зависело от большинства населения, а не от властей. А ведь церковь, помимо духовного окормления, выполняла и административно-регистрационные функции - выполняла роль нынешнего ЗАГСа – регистрация браков, рождения и т.д.

(При Петре I священники стали такими же чиновниками, как и другие государственные служащие).

Братчина, как судебный орган.

По «Судебнику» Ивана Грозного (1550 год), воевода не мог арестовать человека, не предъявив его представителям местного самоуправления,старосте и целовальнику. Если воевода самовольно арестовывал кого-то (брал за приставы), староста и целовальник по требованию родственниковмогли освободить арестованного и взыскать денежную компенсацию в его пользу с воеводы – «за бесчестье». Громоздкий следственный аппарат былне нужен – община и так знала, кто безупречной честности, а кто – с шестым пальчиком, и отец и дед его были таковы…

Что и не мудрено – представьте 100-150 человек, живущих рядом, несколько раз в год сидящие за общим столом.

Хмельные напитки в данном случае играли роль «сыворотки правды» - известно, что у трезвого на уме, то у пьяного на языке.          

Еще в конце XIX века в Вологде бытовала поговорка «Братчина судит, ватага рядит».

Пир («пивцы», собиравшиеся на братчину) избирал старосту, который считал­ся главой братчины и председателем суда. Суду братчины были подсудны дела о личных обидах, а также дела о побоях и драках, возникших на пиру. Этот суд чаще всего заканчивался примирением сторон.

Братчина – почестен пир.

На братчине обязательно кого-то чествовали, и когда справляли новоселье в новеньком доме, пахнувшем свежим деревом и смолой, чествовалидомового.

Бей своих, чтоб чужие боялись!

Обязательным было проведение ритуальных боев на братчине. Бои, по уговору, проводились кулачные, палочные и даже ножевые.

Как в Германии XIX века студенты-бурши гордились шрамами, полученными на дуэлях, так и в средневековой Вологде невозможно было представить юношу без ножа на поясе, и без шрамов на теле.

Сигизмунд Герберштейн, дважды посетивший Россию    в 1517 и 1526 годах побывавший в Московии, отмечал, что: «...в определённые дни в году раздаётся Перунов глас, заслышав который граждане того места тотчас же сбегаются и избивают друг друга палками и кулаками, отчего возникает столь сильное смятение, что начальникам стоит великих усилий усмирить его».

И если со своими соседями и родственниками драка носила  «понарошный» характер, то незваного чужака могли употчевать и до смерти.

Известно – незваный гость хуже татарина!

На протяжении веков великие князья и цари неоднократно издавали указы, запрещающие посещать братчину без приглашения, священники увещевали дворян – Не ходите на братчины!  Жалованные грамоты московских великих князей Василия II (1425—1462) и Ивана III (1462—1505) запрещали посторонним, в том числе и княжеским слугам, являться на братчины в церковные села.

Убили или покалечили незваного гостя на братчине – строго за то не спрашивали, а если случалась кража, то её «вешали» опять же на чужака.