Капитально ремонтируем, но почему не систему?

[Блогово]

Многие политологи гадают, что станет триггером в нынешней ситуаций, который даст толчок переменам в нашем обществе.

Есть не много общих тем, которые касаются каждого живущего в стране, одна из этих тем — ЖКХ. Сказано много, но она «бездонна» при нынешней системе управления, когда собственник не имеет прав, но обложен данью и обязанностями.

Одна из обязанностей согласно Жилищного кодекса РФ — платить за содержание, текущий ремонт и взносы на капитальный ремонт.

Вот про последние остановлюсь подробнее, тк появился повод.

Сегодня в Законодательном собрании Вологодской области состоялся круглый стол на тему — «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и порядке его финансирования на территории области». На данное мероприятие, узнав о нем за 3 дня, я напросился и поэтому принял участие.

Перед рассказом об очередном ППР ( пришли поболтали разошлись) хочу немного вспомнить предыстории.

Больше года назад, а точнее 8 октября 2012 года, я обратился ко всем депутатам Законодательного собрания Вологодской области по вопросу внесения поправок в федеральный закон, который вносил поправки в Жилищный кодекс.

На что получил очень предсказуемый ответ, напоминающий отписку от председателя, его зама и еще пары депутатов. Вот ответ председателя:

А вот ответ зампредседателя

Получается они заняли позицию страуса тогда, а сейчас до них дошло, что в первую очередь это ударит по ним. Поэтому началось бурное изображение заботы о населении и уверение в благих намерениях. Понятно, что политики часто говорят о благе, но мы то видим, что эти политики не продумали последствия, а в нынешних условиях это жизненно ( в прямом смысле слова) необходимо.

Теперь о самом круглом столе.

Ведущим был председатель ЗСО, я к сожалению опоздал и не смог записать его выступление целиком, но часть выступления председателя ЗСО и последующих есть.

Вот оно.

 

Думаю все пришедшие надеялись найти ответы на вопросы, некоторые вопросы интересующие меня были заданы и я получил невнятные ответы, но переспрашивать не стал, а на мои вопросы вообще ответов не получил.

Я вижу четыре составляющие этой проблемы:

  1. Политическая,

  2. Социальная,

  3. Финансовая,

  4. Строительная/производственная.

  1. Политическая. Принятие решений не сопряжено со всесторонним обсуждением, все сводится к волюнтаризму. Решения принимаются без широкого обсуждения и осмысления последствий от принятого решения. Данный вопрос — это реакциявластей, на дефицит бюджетов различных уровней, большой общий/средний износ жилого фонда, малые темпы ввода нового жилья, отсутствие реальной конкуренции на рынке ЖКХ и защиты интересов потребителей.

    Любые реакционные действия слабо продуманы, с чем мы и столкнулись сегодня. Перенос бремени ответственности с государства на собственников, без исполнения условий договоров приватизации, по которым предыдущий собственник обязан был сделать капремонт, просто незаконен, не говоря о моральной точке зрения на проблему. Теперь может большая часть населения сможет осознать связь политики и быта.

  2. Социальная проблема выделена в отдельную, потому что есть незащищенные слои населения. Нам сейчас наобещают золотые горы, а когда появится практика, как в нашей стране часто бывает, будет все наоборот. Социальные связи в обществе нарушены, чему очень способствовала и способствует нынешняя система, когда обязанности становятся выше прав или государство возникает не для защиты прав и интересов человека и гражданина, а человек и гражданин становится заложником государства. ЖКХ явный пример, когда люди заложники системы бесправия, халатности и даже надругательства. Социальный аспект иногда ключевой в сборе финансовых средств, если люди не видят осмысленного выбора и результата от их затрат, они не несут бремя, они стараются его переложить на других. Когда же есть четкое понимание и ответы на вопросы — Кому? Когда? За что? И конечно риторические — Кто виноват? И Что делать? Они платят и стараются делать это вовремя, если опять же государство позаботилось о их занятости или просто не стало мешать работать.

  3. Существование фонда обеспечивается деньгами бюджета области (зарплата и тп.).

    Финансовая проблема состоит в том, что есть два основных способа сбора взносов на капремонт: 1) На спецсчет открытый собственниками и 2) спецфонд при регионе (области). Не первый, не второй вариант не дают четких ответов на вопросы сохранения средств, их накопления, индексации, расходования и страхования, в конечном итоге деньги все-равно хранятся в банке, который попадает под признаки указанные в кодексе, таких банков не много и они может быть и устойчивые, но кто прошел ГКО, МММ, опустошение накоплений в банках в 90-е, не доверяют этой системе, по основной причине — она не прозрачна и часто не рыночные принципы руководят затратами банка. На поставленные мной вопросы, я ответа не получил.

    Так же возникает вопрос софинансирования из бюджетов капремонта, как это было в 185-ФЗ, почему в фонд не вливать эти деньги по тому же принципу?

    Муниципалитеты не готовы к введению закона финансово, у них нет средств на это.

    Капремонт будет выставляться отдельными квитанциями.

    Цена на данный момент определена из нормативов 6 рублей 60 копеек и принята в октябре 2013 года. На круглом столе нам пытались объяснить методику определения цены и было сказано, что расчетная цена 8 рублей 90 копеек, но был применен норматив. Методику так ни кто и не понял. Возникли вопросы софинансирования ремонтов, как я понял, тут будет только территориальный признак по муниципальному району, что за него деньги не уйдут, а внутри его могут перемешиваться. Еще интересно то, что определен перечень куда можно тратить деньги из фонда или счета, туда не вошли наружные коммуникации (септики, дренаж и тп), земляные работы и благоустройство, ограждающие конструкции, чем опять ограничили прав собственников. В конце еще по финансовой проблематике отмечу, что по нынешнему закону собственник несет ответственность за третьих лиц, если вы купили квартиру с долгом по платежам за капремонты, вы обязаны их заплатить.

  4. Строительная/производственная часть. Опять напомню о неполном перечне работ.

    Капитальный ремонт, как я понял не будет требовать переселения жильцов, а значит опять будет поверхностным.

    Представитель фонда сказал, что 2015 года нас ждет бум капремонта, вернее я сделал такие выводы из его слов, он сказал, что у нас 14200 домов требуют капремонта и они собираются это осилить темпами 3-4 тысячи домов в год. Чувствую мне снова надо становиться строителем!))))) Штат сотрудников фонда около 40 человек. Представляете темпы передвижения этих сотрудников!)))

    Я спросил, кто будет заниматься подготовкой проектной документации, экспертизой, разрешительной документацией, на что не получил внятного ответа, а только была озвучена схема аутсорсинга, наймут сторонние организации, которые все сделают.

    Значит опять получим размывание ответственности.

Самое интересное, что большинство вопросов представителям исполнительной власти задавали депутаты, а не наоборот, это явный показатель сбоя в системе и ее перевернутости, потому что законы как правила игры определяет законодательная, а не исполнительная власть подстраивает законы под себя.

Я сегодня в очередной раз убедился в том, что наше Законодательное собрание принимает недальновидные, реакционные и часто иррациональные решения.

Выборы уже скоро и надо сейчас смотреть какие «косяки» надо за ними будет исправлять.