Забытый герой Смутного времени, или кое что новое о «Вологодском разорении»...

[Блогово]

Сегодня, в праздник Казанской и день русского народного единства, очень важно вспоминать тех, кто отдал свою жизнь за то, чтобы русские говорили не по-польски и не по-турецки и вообще что-то говорили и существовали как нация.



Одним из таких людей был воевода Григорий Борисович Долгоруков-Роща, организатор успешной обороны Троице-Сергиевой Лавры от поляков в 1608-1610 гг. В Википедии об этом человеке есть подробная статья и повторять известное полагаю, будет излишним.

Гораздо менее известен факт, что в сентябре 1612 г. во время печальных событий, известных как «вологодское разорение» первым воеводой в Вологде и был как раз тот самый Григорий Долгоруков-Роща. Именно про него, убитого во время набега воеводу, вологодский архиепископ Сильвестр написал князю Дмитрию Пожарскому : " а все, государь делалось хмелем, пропили город Вологду воеводы".

Документ был найден и опубликован еще в XIX в. и с этого времени обидное клеймо намертво прилипло к имени воеводы. В сотнях публикаций, популярных и даже научных книгах повторяется эта фраза из письма вологодского архиерея и безусловно, принимается на веру.

Парадоксально, но никто не удосужился перепроверить факты: как мог один из опытнейших воевод в государстве, идейный противник поляков, герой обороны Лавры не организовать оборону города?

Архиерей пишет: ««воеводским нерадением и оплошеством, от города отъезжих караулов, и на башнях сторожей, и на остроге и городовой стене головы и сотников с стрельцами и у снаряду пушкарей и затинщиков не было, а были у ворот на карауле не многие люди, — и те не слыхали, как литовские люди в город вошли... А большие вороты были не замкнуты».

Что тут скажешь? Но, попробуем разобраться.

Только что, буквально за два месяца до событий Вологда отправила в Ярославское Ополчение большой отряд стрельцов и «охочих людей», т.е. добровольцев. Город фактически остался без защитников, некого было посылать в дальние караулы сидеть в засадах, недостаточно было народа и для караульной службы внутри крепостных стен. Это объективный факт.

Нападения не ждали, это тоже факт. Но что касается всего остального — ситуация неоднозначна. Почему не были закрыты городские ворота в Пятницкой башне? Может и были закрыты, но кто-то отворил! Почему караульные в башне не слышали, как вошли нападавшие, а потому что спали! А почему спали? Ответ может быть прост, кто-то опоил караул «сонным зельем», подмешав его, например, в вино. Ну какой русский откажется от чарочки, а чарка была роковой. Отсюда и утверждение о мнимом беспробудном пьянстве.

Таким образом, становится понятно: в гибели города виновато предательство, но не воеводы, а кого- то другого!

Зайдя в город «разорители истинные нашей православной веры и креста Христова ругатели — польские и литовские люди, и черкасы, и казаки и русские воры пришли на Вологду» и обезглавили оборону города, захватив дворы воеводы и дьяка и убив обоих. Князь Григорий спросонья не успел оказать сопротивления.

Как издевались над русским героем разбойники-осталось тайной, но сама смерть воеводы и дьяка говорила о том, что они не приняли позорного плена. Второй воевода князь Одоевский сбежал из города, как бы за помощью, но так до конца разорения назад и не вернулся.

Без военного руководства вологжане растерялись, заперлись во дворах и разобщенные были уничтожены интернациональной ратью погромщиков. Некоторым удалось бежать, но значительная часть жителей погибла прямо по месту жительства.

А вот архиепископ Сильвестр, хотя по логике, латиняне должны были убить его вместе с другими. Сам он так объясняет случившееся: «а меня, грешного, взяли в полон и держали у себя четыре ночи и многажды приводили к казни, и Господь надо мною грешным смилосердствовался: едва жива отпустили». В этой фразе есть по крайней мере одна доказанная ложь. Захватчики были в Вологде всего 3 ночи с 22 по 25 сентября. Откуда еще ночь взялась, непонятно.

Далее, когда приводят к казни и ее откладывают, значит приговоренный каким-то поступком заслужил жизнь. Каким? Поделился важными сведениями, выдал спрятанную казну, обещал духовную поддержку? Гадать можно сколько угодно, но факт в том, что Сильвестр вымолил себе жизнь за какие-то заслуги и был отпущен, не оспорим.

Кстати, церковные источники сообщают, что в эти дни в городе погибло более 40 церковнослужителей, в том числе будущий вологодский святой Галактион. Духовенство не щадили, а тут такая милость, подозрительно, как минимум!



В дальнейшем. спустя несколько дней и появилась, ставшая знаменитой, грамота Сильвестра, которую мы процитировали в этом рассказе и вся история стала излагаться так, как этого хотел вологодский архиерей. Не было ли это одним из условий освобождения? Сильвестр скончался в 1615 г. в Пскове и где могила- не известно. Это редчайший случай для духовных особ такого рода, умерших при исполнении. Всевышний как бы распорядился стереть память о своем слуге и если бы не грамота Пожарскому, так бы и вышло.



А вот князь-герой Григорий Долгоруков так и остался оклеветанным, а ведь он один из героев Смутного времени, верный патриот России, таким людям надо памятники ставить и вспоминать в день русского единства на праздник Казанской Божьей матери!