Подшипники

[Блогово]

Вологда — это (спросите у любой энциклопедии) кружева, масло, лён и (чтоб вы так знали) подшипники. Я даже позволю себе цитату рекламной фразы о Вологодском подшипниковом заводе: «Завод является крупнейшим в СНГ производителем подшипниковой продукции для автомобильной, газовой, нефтяной, электроэнергетической промышленности. В настоящее время каждый четвертый подшипник Российского производства — Вологодский».



Говорим «подшипники» — подразумеваем «Федулов». Фёдор Яковлевич — первый директор ПЗ-23 и, образно говоря, его отец-основатель. В декабре 1970 года был пущен первый комплекс первой очереди завода и начался выпуск продукции, 1 января 1971 года подписан приказ по Министерству автомобильной промышленности о вводе в эксплуатацию первой очереди.



Анатолий Кужлев, почётный гражданин Вологды, вспоминает, как пришлось просить Анатолия Семёновича Дрыгина (да, того самого, которого вы, возможно, запомнили по истории с «зубом») присутствовать на планёрках строительного и монтажного руководства. Присутствие первого секретаря обкома оказалось «благотворным и целительным», темпы пусконаладочных работ возросли. Тем не менее, когда Дрыгин в декабре 70-го поинтересовался, состоится ли пуск первой очереди в этом году, ответ его, видимо, не порадовал. Поскольку Анатолий Семёнович предложил: «Пускайте завод без торжеств, представителей обкома на пуске не будет. Я лично приму у вас завод через месяц, но чтобы продукция поступила в отгрузку потребителям».



Завод вполне себе жив и бодр в нашу злую эпоху, а первого директора ветераны завода вспоминали и вспоминают тёплым словом. Памятник Федулову у первой проходной завода поставили через год после его смерти, в 1997 году. А вот и образ, увековечивающий его детище: памятный знак в виде подшипника.